Мир растений глазами детей младшего дошкольного возраста

Ребенок младшего дошкольного возраста знакомится с миром растений в ближайшем природном окружении. Растения – благодатный объект для познания, для развития наблюдательности, мышления ребенка.

Они всегда доступны взору, их можно потрогать, понюхать, ощутить на вкус и т.д. Неподвижные и молчаливые на первый взгляд растения своими стеблями и листьями, цветками и плодами, ветками и почками дают богатую пищу для размышлений. Как в сельских, так и в городских условиях, как в теплое время года, так и зимой ребенок может видеть множество растений. И это многообразие растений, доступное наблюдению ребенка, предстает перед ним не в статичном, а постоянно изменяющемся виде.

мальчик нюхает цветы

Ребенок к трем годам уже осознает, что все в окружающем мире имеет свои названия. Замечая растения, он интересуется, как оно называется. Иногда его не устраивают обобщенные названия, типа цветок, ягодка и требует определенной конкретизации. Например, девочка держит в руках лесные орехи и интересуется:

— Это как называется?

— Орешки.

— Я знаю! А фамилия как?

Дети задумываются, почему растениям дали такое название. Услышав названия, они проводит определенные аналогии с уже известными им предметами. Так, услышав название цветок «гвоздика», ребенок предположил:

— Посадили гвозди и выросли гвоздики?

Названия растений соотносят с движениями, действиями, которые они должны совершать. Выяснив, что цветы называются колокольчики, ребенок интересуется:

— Ветер подует, и они зазвенят?

Услышав название куста «шиповник», один ребенок тут же поинтересовался:

— А почему он не шипит?

У другого ребенка название этого же растения вызывает иные ассоциации. Так два мальчика стоят перед кустом шиповника и спорят:

— Это роза!

— Нет, не роза!

— А что?

— Подшипник!

Слыша названия растений, дети приходят к выводу о принадлежности этих растений кому-либо, например, какому-либо животному. Так, во время прогулки в лесу, ребенку рассказали:

— Это заячья капуста, ее можно есть.

Ребенок, пожевав нежные, кислые листочки, окинул взглядом плантацию и деловито промолвил:

— Вкусная! Зайцы тут наквасят целую бочку.

Узнав название кустарника, один ребенок интересуется:

— Волчьи ягоды волк посадил?

Другой полагает, что название растения связано с его определенными свойствами. Например, ребенок рассказывает:

— Наша воспитательница сказала, что волчьи ягоды есть нельзя. А Дима ел!

— И что же он?

— Что, что… Пока не воет…

Название растений дети также соотносят с предполагаемым местом произрастания. Услышав в разговоре взрослых выражение «карликовые березы» девочка интересуется:

— А почему они у нас растут, а не у карликов?

Если в названии животных дети младшего дошкольного возраста больше стремятся подчеркнуть маленькие размеры животного, уточнить названия детенышей, то в мире растений они стремятся конкретизировать названия больших растений, крупных плодов. Так собирая урожай на грядке, девочка восторженно заявляет:

— А я нашла огур!

— Почему огур?

— Потому что огурчик – это маленький, а это большой, это – огур.

Во время прогулки на поле детям показывают, какие большие тыквы растут по обеим сторонам дороги. Один мальчик укоряет:

— Надо, говорить вежливо: не тыквы, а выквы.

Рассматривая растения, дети отмечают особенности их строения и характеризуют, используя названия частей тела человека. Например, рассматривая дерево, ребенок отмечает:

— У деревьев одна ножка и много рук.

Во время дождя ребенок замечает:

— Папа, мама, скорее, посмотрите – какие у деревьев шеи мокрые… .

Интерес к внутреннему строению растений у детей проявляется в большей степени к плодам. Так кушая сливы, ребенок с недоумением замечает:

— Одного не пойму: как это в сливы косточки запихивают?!

Другой ребенок, кушая яблоко, с уверенностью рассказывает о его строении:

— Я знаю: сверху у яблока кожура, а внутри лежит огрызок!

Наблюдая растения, дети четвертого года жизни отмечают и их наиболее яркие признаки внешнего вида. Например, впервые увидев вдалеке березу, ребенок заметил:

— А вон все дерево в газетах.

Рассматривая ягоды на кусте крыжовника, один мальчик увидел необыкновенно крупную ягоду и удивился:

— Какая ягода и небритая!

А другой поинтересовался:

— Почему крыжовник натыкался булавками?

Под влиянием взрослого дети младшего дошкольного возраста знакомятся с разнообразными свойствами растений. Но особого внимания детей заслуживают такие свойства, как:

  • запах растений

Один ребенок, нюхая букет цветов, отмечает:

— Цветы так вкусно пахнут – прямо как компот!

Другой ребенок, вдыхая аромат цветка, говорит:

— Как ново пахнет!

  • свойства жгучести, колючести.

Эти свойства для детей иногда являются важными для определения вида растения. Например, девочка интересуется:

— Это что, елка?

— Нет, сосна.

Подошла, потрогала:

— Нет, все-таки немножко елка.

Дети воспринимают эти свойства, как защитные свойства растений и их интересует, почему другие растения этими свойствами не обладают:

— Бабушка, почему чертополох колючий?

— Он не хочет, чтобы его коровы съели.

— А остальная трава хочет?

Выделяя свойства у растений, дети находят определенные сходства с предметным миром. Например, ребенок интересуется:

— Мама, а лук и мыло родственники!

— Почему?

— Они ведь оба глаза щиплют…

Или сходства с миром животных. Так мальчик интересуется:

— Дедушка, а крапива кусается?

— Еще как!

— А лаять она умеет?

Или по аналогии: животное заснуло-проснулось, ребенок интересуется:

— Цветочки завяли, а когда они отвянут?

  • свойства ядовитости.

Зная от взрослого, что от яда растений можно умереть, ребенок в своих размышления идет дальше:

— А если раздавить лопаткой ядовитую ягоду, лопатка умрет?

  • Выделяемые свойства растений дети используют для характеристики людей. Например, ребенок заявляет:

— Мальчики грубые, как солома, а девочки мягонькие, как трава.

Или:

— Мама, у тебя такие руки теплые – как травяная дорожка летом.

Дети в младшем дошкольном возрасте усваивают, что растения развиваются и изменяются, но для них наиболее яркими являются сезонные изменения. Дети хорошо усваивают, что осенью листья меняют окраску, опадают, а весной листья появляются:

  • мальчик несет опавший лист с комнатного растения:

— Смотрите, в большой комнате осень наступила!

  • весной девочка обращает внимание на деревья:

— Смотрите, как деревья листеют!

  • ребенок обобщает:

— Осенью листочки с деревьев улетают, а весной прилетают.

  • делает вывод:

— Как хорошо кто-то придумал. Летом цветы цветут, а осенью – листья.

Из-за недостаточного объема представлений, дети четвертого года жизни, замечая изменения в растениях, могут неверно их трактовать:

  • мальчик увидел проросший картофель.

— Мама, смотри – макароны из картошки выросли!

  • Девочка показывает подружке колосок:

— Видишь, какие маленькие зернышки в нем появляются? Они растут, растут и становятся булками.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги большое внимание уделяют такому вопросу, как формирование представлений о том, что растения живые. В отличие от животных, растения не обладают такие яркими витальными признаками. И дети пытаются их уяснить, сравнивая потребности, проявления растений с человеком. Например,

  • Вечером гуляет с папой по парку, мальчик замечает:

— А почему деревья спят стоя?

  • Девочка просит:

— Мама, купи мне яблоко.

— Уже поздно, доченька, яблоки все спят.

— Это маленькие яблоки спят, а большие – еще нет.

  • Ребенок раскрашивает альбом. Мама спрашивает:

— А почему яблоко синее?

— А оно упало.

— Ну и что?

— И синяк получился.

  • Мальчик несет дыньку за хвостик и приговаривает:

— Потерпи немножко!

  • Вслушиваясь в шелест листьев на дереве, девочка поясняет:

— Это листочек-мама рассказывает листочку-ребенку сказку.

Но все же для детей главным проявление живого организма является движение, поэтому они интересуются, почему дерево нельзя переставить на другое место.

Дети обращают внимание на количество растений и пытаются одним словом назвать их совокупность. Например,

  • гуляя с мамой в парке, ребенок увидел полянку, где много одуванчиков:

— Ой, сколько цветов! Целая стая.

  • на прогулке дети вышли на лужайку, где много невысоких кустарников. Один из детей воскликнул:

— Ой, какая кустыня!

Отношение к растениям дети второй младшей группы могут высказывать:

  • в слове . Например, девочка заявила:

— Я очень люблю цветы, я настоящая любовница цветов.

  • через отношение к другим объектам природы. Например, мальчик в беседе с дедом:

— Дедушка, ты какое дерево больше всего любишь?

— Пальму.

— А я березку. Знаешь почему? На березе больше всего майских жуков и муравьев.

  • чаще всего через действия по отношению к растения. Например, дети, на прогулке в парке увидели желтую от одуванчиков полянку. Зная, что рвать растения нельзя, все дети метнулись срывать одуванчики. На возглас педагога, что нельзя рвать цветы, дети ответили:

— Но ведь они же без разрешения растут.

Для того чтобы у детей уже в младшем дошкольном возрасте складывались правильные представления о мире растений, необходимо использовать разнообразные формы и методы работы, наполняя их хоть и элементарной, но уже научной информацией.

Стреха Е. А.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх