Наблюдения — основа всякого знания ребенка

Наблюдения и рассматривание предметов являются основными средствами ознакомления детей с окружающим. Используйте эти средства в обучающих играх, в быту и на прогулках. Руководство наблюдением при ознакомлении с рассматриваемыми предметами, природой и трудом взрослых обеспечит интерес и положительное отношение к тому, с чем вы знакомите ребенка.

Для достижения этого вам необходимо учитывать особенности детского внимания, его неустойчивость и не отвлекать ребенка излишними деталями. Ваше слово должно быть направлено на самое основное в процессе наблюдения.

Важной предпосылкой для формирования четких представлений и знаний в процессе наблюдения является выявление и учет предыдущего опыта, который ребенок накопил в быту, в повседневной жизни, на прогулках. Например, вы показываете малышу транспортные игрушки: автобус, троллейбус, легковую и грузовую машины. Спросите: «А на чем мы ездили к бабушке, в парк? Какие машины мы видели?» Показывая одну из игрушечных машин, спросите, на какую другую машину она похожа, видел ли он такую же на улице и т. д. Ребенок начинает вспоминать, припоминать, сравнивать; при этом активизируется память, обостряется восприятие, развиваются мыслительные процессы.

Следует побуждать детей осматривать, ощупывать, нюхать, опробовать, слушать и результаты воспринятого отразить в слове. Дети при этом накапливают способы выявления свойств (запах, вкус, твердость и т. д.) и обогащаются словами для обозначения этих свойств. Например, возьмите ромашку, укажите на ее стебель и скажите: «Это стебель. Проведи осторожно рукой, какой он? Погладь, сожми в руке».— «Он гладкий, твердый»,— скажет ребенок. «Понюхай, пахнет ли ромашка»,— продолжите вы и т. д. Дружеское содействие всех органов чувств победит самую ленивую память — ребенок запомнит. Затем вы можете предложить: «Хочешь, мы сделаем такую же ромашку?» Тут же можно загадать загадку: «Что же это за цветок на тонкой ножке, белый, с желтеньким глазком?» Так вы привлекаете внимание ребенка и организуете дальше действенную связь с познаваемым предметом: «Правильно, ромашка, смотри, какой венчик белый, а глазок желтенький.

Много лепестков в венчике и все беленькие». Называя отдельные части цветка, вы вводите новые слова (лепестки, венчик). «Глазок кругленький,— вы обводите глазок обрисовывающим жестом,— а лепестки длинные, овальные».

Через несколько дней, вовлекая ребенка в разговор о ромашке, вы выделите качества (цвет, форму), которые требуются ребенку для воспроизведения ромашки в аппликации, в рисовании. «Вспомни, где ты видел такие ромашки?» Ребенок припоминает. «Где же стебелек — тонкая ножка?» Ребенок показывает на стебель (а вы проводите по нему рукой сверху вниз).

Добившись более расчлененного восприятия и, следовательно, лучшего познания цветка, обобщите:

На лугу, у той дорожки,

Что ведет нас прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке,

Белый, с желтеньким глазком.

Таким образом еще раз привлекается внимание к цветку и закрепляется образ ромашки, самое характерное в ней. Срежьте несколько цветков, предложите их ребенку, поставьте перспективную цель: «Эти цветы мы поставим на стол, а потом сделаем ромашку сами — наклеим ее и покажем (бабушке, папе), как ты умеешь делать. Только правильное взаимодействие поясняющего слова взрослого, сопутствующего наглядному восприятию, помогает осмыслить воспринятое. Художественное слово, сопровождающее наблюдение, имеет особую силу. Своей конкретностью оно углубляет восприятие, обостряет его. Для трехлетнего ребенка особенно важно полное совпадение во времени непосредственного восприятия нового предмета и слова. Показывайте и называйте то новое, на что хотите обратить внимание малыша. «Это вот шпоры на ногах у петуха, они острые. А это что на голове у петуха? Правильно, это гребень, гребешок. Как поется в песенке? (Напойте: «Петушок, петушок, золотой гребешок…»).

Если же воспринимаемый предмет или объект знаком ребенку, не торопитесь с поясняющим словом или обозначением. Важно вызвать речевую активность самого малыша, опереться на его опыт. Надо так направить процесс познания им предмета или явления, чтобы он сам называл то, что видит.

Роль собственной речи детей, их личного, эмоционального отношения к наблюдаемому в формировании четких представлений очень велика. К трем годам в познании окружающего мира ведущую роль приобретает активная речь ребенка. Он называет действия, качества, признаки предметов, начинает осмысливать воспринятое и свои мысли оформляет в речи. «Выражая себя, человек растет»,— писала Н. К. Крупская.

Вопросы перед детьми надо ставить так, чтобы ответ требовал усилия мысли, побуждал развернуто отвечать на них.

Слово помогает не только осознать то, что воспринимается в наблюдении, но и удерживать в памяти. Важно предлагать детям рассказывать о увиденном. Это заставляет их думать и развивает мышление. Наблюдения могут и должны быть многократными, и каждый раз они должны открывать для детей что-то новое. Важно также в наблюдении различных явлений, связанных между собой, устанавливать отношения между ними.

Психологи установили, что предметы внешнего мира составляют очень важный объект познания и практической деятельности ребенка, так как с различения предметов по их внешней форме начинается развитие познавательной деятельности. Умственное развитие состоит в том, что хорошо знакомые до этого предметы и явления открываются со стороны внешних связей и отношений, прежде от детей скрытых.

Младшие дошкольники воспринимают окружающие их предметы слитно, нечетко. Поэтому особое значение имеет развитие умения сравнивать: в умении по отдельным признакам создавать представление о целом предмете; в умении обследовать и описывать предмет. Именно на это вам следует обратить внимание, занимаясь с ребенком рассматриванием предметов. Путем сравнения развиваются способность к элементарным обобщениям, наблюдательность малыша, углубляется его интерес к окружающему, развивается его речь. Уделяйте внимание рассматриванию и сравнению предметов. Эти действия очень ценны тем, что обеспечивают единство восприятия, мысли и речи.

При рассматривании двух предметов побуждайте детей к сравнению этих предметов по форме, цвету, величине, ведите к умению элементарной классификации (огурец — зеленый, помидор — красный; огурец — овальный, помидор — круглый; огурец и помидор — овощи). К классификации предметов и явлений по признакам, видам, назначению можно и нужно подводить детей уже с четырех лет. Умение ребенка различать то или иное свойство успешнее развивается в том случае, если он может воспользоваться полученным результатом. Вот пример такой мобилизации внимания к наблюдению: «Смотри внимательно, что котенок любит, этим ты и будешь его кормить».

Используйте пути непосредственного ознакомления малыша с окружающей действительностью:

  • рассматривание предметов с последующей беседой о них;
  • наблюдения во время целевых прогулок.

Оба эти пути должны иметь место уже с трех лет. Ваши задачи при этом едины: развивать у детей способность наблюдения, уточнять и обогащать на этой основе их представления; развивать речь; воспитывать определенное отношение к явлениям окружающей действительности.

Предыдущая статья: Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх