Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками

Тема: «Лекарственные растения и ягоды»

«Нужен ли корешкам воздух?»

Оборудование: ёмкость с водой, почва, уплотнённая и рыхлая; 2 прозрачные ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, 2 одинаковых растения в горшках.

Цель: показать роль воздуха в развитии растений.

Описание опыта. Пророщенную фасоль садим в землю в две ёмкости: с уплотнённой поверхностью, с рыхлой. На уплотнённую поверхность из пульверизатора распрыскиваем растительное масло. Наблюдаем за прорастанием семян.

Почему плотная почва хуже, чем рыхлая?

Наблюдения за проростками фасоли.

«Значение воды для прорастания семян»

Оборудование: семена, стакан, вода, ёмкость.

Цель: показать детям, что для прорастания семян нужна вода.

Описание опыта. Во влажную ёмкость дети кладут набухшие семена, в стакан — сухие и воду в него не добавляют. Обе ёмкости помещают рядом в одинаковые условия. Через 1—3 дня наблюдают, что во влажной среде семена проросли, а в сухой — нет.

«Чистая грязная ягодка»

Оборудование: 2 ёмкости с чистой водой, дуршлаг, ягоды (смородина, вишня), тарелочки.

Цель: показать детям, что на ягодах есть грязь.

Описание опыта. Опустить в таз с чистой водой немытые ягоды, сполоснуть их и вынуть с помощью дуршлага. Обратить внимание детей, какая стала вода.

«Чистая грязная ягодка»

Оборудование: ягоды, белая х/б ткань.

Цель: показать детям, что на ягодах есть грязь.

Описание опыта. Высыпать ягоды на чистую ткань, затем обратно в тарелку. Обратить внимание детей на грязь, которая осталась на ткани.

«Что в ягодке?»

Оборудование: ягоды, тарелочки, белая ткань.

Цель: показать детям содержимое ягод.

Описание опыта. Предложить детям раздавить ягоду и рассмотреть её содержимое (кожица, семечко, косточка). Или выложить ягоду на лоскут белой ткани и растереть. Выяснить, что в ягоде содержится сок (ткань закрасилась), есть семечки (выяснить их размер и форму), мякоть и кожица.

«Тонет плавает»

Оборудование: таз с водой, дуршлаг, две тарелочки, ягоды.

Цель: подвести ребят к тому, что спелая, хорошая ягода плавает, а испорченная — тонет.

Описание опыта. Высыпать в воду все ягоды. Обратить внимание детей на то, что происходит. Одни ягоды находятся на поверхности воды, а другие — тонут. Выловить и положить на одну тарелочку плавающие ягоды. Слить воду и выложить остальные ягоды на другую тарелку. Рассмотреть те и другие. Сделать вывод, что плавали только хорошие ягоды.

«Зелёная, спелая, зрелая»

Оборудование: тарелка с ягодами различной степени зрелости, пустые мисочки для сортировки ягод.

Цель: учить детей определять зрелость ягод по цвету и на вкус.

Описание опыта. Обратить внимание малышей на то, что не все ягодки одинаковые (одни зелёного цвета, другие — красного или жёлтого, бурого). Предложить разложить их по разным тарелочкам, а затем попробовать на вкус. Зелёные ягоды — кислые, значит, незрелые. Красная ягода вкусная и сладкая, а бурая ягода имеет горьковатый вкус — она перезрела.

«Дозревание ягод»

Оборудование: недозрелые ягоды брусники, клюквы, поднос, бумага.

Цель: познакомить детей с некоторой технологией дозревания ягод.

Описание опыта. Предложить детям рассмотреть ягоды брусники, их цвет, попробовать на вкус. Выяснить, что они недозрелые. Такие ягоды невозможно кушать, но можно есть после дозревания. Необходимо высыпать их на чистый и сухой поднос и поставить в сухое место, где нет прямых солнечных лучей. Через несколько дней посмотреть, какими стали ягоды (они изменили свой цвет и вкус).

«Как сохранить ягодки?»

Оборудование: ягоды (черника, чернослив, боярышник, шиповник), полотенце.

Цель: дать представление детям о некоторых вариантах сохранения целебных сил ягод.

Описание опыта.

1-й вариант. Вместе с детьми промыть ягодки, выложить на просушку (льняное или х/б полотенце). Убедившись, что ягоды сухие, выложить их на просушку возле источника тепла. Через некоторое время рассмотреть и обследовать плоды. Что изменилось? Цвет, размер, стали твёрдые, сморщились? Такие ягодки сохранили свои полезные свойства во много раз больше, чем варёные.

2-й вариант. Подвергнуть ягоды заморозке (клубника, клюква). Взять сухие чистые ягодки, разложить их в пластиковые пакеты или ведёрки. Поставить в морозилку. Через некоторое время достать для обследования. Рассмотреть:

  • превратились в льдинки; после того, как оттают, попробовать на вкус;
  • холодные;
  • форму и цвет сохранили.

«Оживи ягодку»

Оборудование: сухие ягоды черники, винограда или черноплодной рябины, шиповника; ёмкость с водой, тарелочки, ложечки.

Цель: дать представление о том, как придать ягоде первоначальный вид после длительного и правильного хранения.

Описание опыта. Рассмотреть с детьми сухие ягоды, обследовать их. Сообщить, что их можно «оживить», но для этого нужна вода. Предложить пересыпать сухие ягоды в прозрачную ёмкость (с тёплой водой). Понаблюдать, что с ними происходит? Ягодки потихоньку набухают. Выложить «ожившие» ягоды на чистую тарелку. Обследовать их, сравнить с сухими ягодами:

  • изменили размер и цвет;
  • стали мягкими;
  • приятные на вкус.

«Ягоды сок»

Оборудование: ягоды, дуршлаг с мелкой сеточкой, ложка, стакан, сахар, тарелочка, немного варенья.

Цель: дать представление о том, что из ягод можно получить сок, варенье.

Описание опыта.

1-й вариант

Взять немного чистых ягод. Переложить несколько в дуршлаг и отжать сок ложечкой над стаканом. Обратить внимание, что цвет ягод совпадает с цветом сока. Предложить попробовать сок (кислый). Обратить внимание на то, что свежевыжатый сок сохраняет все витамины и очень полезен.

2-й вариант

Ягоды варёные. Показать детям, что из ягод можно приготовить варенье. Для этого нужен сахар. Засыпать горсть ягод сахаром. Дать постоять. Обратить внимание детей, что после некоторого времени образуется жидкость. Это сок ягод смешивается с сахаром и получается сироп. Если потом всё это варить на огне, получается варенье.

Предложить ребятам варенье для обследования:

  • на вид тёмного цвета;
  • тягучее, если капнуть капельку на блюдце, то оно не растекается;
  • определить по запаху — ароматное;
  • определить на вкус — сладкое.

«Твёрдая мягкая»

Оборудование: ягоды смородины, клубники, крыжовника, шиповника, черники, земляники, вишни, винограда. Пластиковые ведёрки и пакетики, чистые тарелочки.

Цель: определить на ощупь: ягодка твёрдая или мягкая.

Описание опыта. Взять, например, ягоды винограда и земляники. Обследовать их (цвет, размер, вкус). Предложить слегка сдавить ягоды, что произойдёт? Ягода винограда останется целой (они твёрдые), а земляника раздавится. Выяснить, что произойдёт, если такие ягоды хранить в полиэтиленовом пакете (они раздавятся). Лучше хранить такие ягодки в ведёрках или твёрдых ёмкостях.

«Ягоды красители»

Оборудование: ягоды брусники или крыжовника, ягоды вишни, малины, смородины. Чистый лист бумаги или белая ткань.

Цель: показать детям, что некоторые ягоды могут закрашивать ткань, лист.

Описание опыта. Раздать детям чистые листочки. Предложить раздавить на них ягоды или попробовать ею порисовать. Определить, какие ягоды оставляют цветные следы, а какие нет. Сделать вывод, что ягодами можно испачкать одежду.

«Определи на ощупь»

Оборудование: лоскуты ткани (лён, шерсть, шёлк)

Цель: определить, какая ткань лучше разглаживается.

Описание опыта. Дети берут в руки разную ткань (лён, шёлк, шерсть) и мнут её. Наблюдают за тем, что происходит. Шёлк и шерсть быстро выпрямляются, разглаживаются, а лён легко мнётся и не выпрямляется, плохо разглаживается.

«Вода и ткань»

Оборудование: ёмкость с водой, лоскуты ткани (лён, шерсть, шёлк).

Цель: учить определять, какая ткань быстрее пропускает воду.

Описание опыта. На хорошо натянутый кусочек ткани лить воду и наблюдать за тем, что происходит. Одна ткань быстро впитывает воду и пропускает её (лён, шерсть). На другой ткани вода образует лужицу, некоторое время держится на верху ткани. Лён быстрее других тканей пропускает воду.

«Сушка растений»

Оборудование: ёмкости с песком, ватой, крупой, лист бумаги.

Цель: показать детям оптимальные условия, необходимые для сушки растений (на воздухе, в песке, в вате, в крупе).

Описание опыта. Поместить несколько растений (мать-и-мачеха, ромашка, крапива) в ёмкости с песком, ватой, крупой и разложить на лист бумаги, понаблюдать несколько дней. Определить, где быстрее и лучше высохнут растения.

«Размножение растений»

Оборудование: семена растений в пакетиках, ёмкости с землёй и пророщенными семенами на разных стадиях роста, пластмассовые тарелочки.

Цель: закрепить знания детей о размножении растений семенами, уточнить их представления о необходимости наличия семян для появления новых растений.

Описание опыта. Высыпать семена из пакетиков в тарелочки и рассмотреть их (на разных стадиях развития). Делается вывод о том, что семена нужны растениям для размножения.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх