Что дети говорят о животных

На четвертом году жизни дети накапливают разнообразные, но весьма разрозненные и поверхностные представления о животных.

Это проявляется в том, что:

— дети могут узнавать, называть животных, но при этом они еще пытаются разобраться, почему животные так называются, откорректировать их названия в соответствии со своим взглядами, рассуждениями. Дети считают, что названия животных должны быть чем-то обоснованы, например,

— бычка правильнее называть «мычок», потому он мычит;

— ягненка надо называть «овеченок», потому, что у него мама овечка, а поросенка — свиненок, потому что у него мама свинья.

— черепаху следует называть черепиха, потому что она сверху черепицей покрыта;

— белку лучше назвать «рыжка», а медведя — «бурка» — он же бурый, а белого медведя — «белыш», а серого зайца — «серка».

мальчик и гусь

Впервые услышанные и непонятные названия непосредственно наблюдаемых животных, дети пытаются уточнить. Например, в зоопарке папа обращает внимание дочки:

— Наташа, посмотри вот благородный олень.

— Ух, какие рога большие! Он что огород сторожит своими рогами.

— Какой огород?

— Ты же сам сказал, что это олень Огородный.

  • Иногда дети соглашаются с правильностью выбранного для животного названия. Например, трехлетняя Ира, наблюдая за живой рыбой в большом аквариуме, интересуется:

— А, как называется эта рыба?

— Окунь.

— Правильно! Он все время окунается.

  • Дети постепенно усваиваю, что в своем развитии животные проходят определенные стадии, но для них основным показателем в развитии является величина животного: сначала животное было маленьким, а потом станет большим по размеру. Так, наблюдая стадо овец, ребенок рассуждает:

— Смотрите, сколько овец! Подрастут и тоже лошадьми станут… .

  • Дети чувствуют, что для обозначения маленького животного необходимы слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (котенок, жеребенок, поросенок). Например, ребенку показывают озеро в вдалеке и обращают внимание на летающих над ним чаек. Но ребенок уточняет:

— Это не чайки — это только чаинки.

Характер взаимоотношений животных со своими детенышами дети оценивают с социальных позиций, то есть отношений, которые складываются в обществе между взрослыми и детьми. Например, ребенку, который впервые увидел корову с теленком, мама объясняет:

— Вот эта большая — корова, а этот маленький — ее сынок — теленок.

Ребенок сочувственно замечает:

— А как же она его на ручки берет?!

  • Или наблюдает, как одна большая собака лает на другую поменьше, девочка без сомнения констатирует:

— Она ее ругает.

И со вздохом замечает:

— Наверное, другая собачка ее дочка…

Дети обращают внимание на наиболее яркие признаки внешнего вида животных. Например, на вопрос взрослого о том, какого цвета шерстка у кота, ребенок может ответить; «Пушистого!». То есть в этот момент данная характеристика шерсти животного для ребенка является более яркой, существенной.

мальчик рассматривает собаку

  • Рассматривая окраску животных, дети пытаются объяснить, почему она такая. Например, заметив рябую по окраске курицу, ребенок воскликнул:

— Мама, смотри, на курицу снег выпал.

Найдя сорочье перо — большое, длинное, черно-белое, ребенок пытается его описать:

— Папа, смотри! Это перышко называется «Снег и ночь»!

А увидев зебру, один ребенок предположил, что она много арбузов ела, поэтому полосатая, а второй — уверенно ответил:

— Это морской конь.

— Почему ты так думаешь?

— А он в полосатой тельняшке.

Выделяя какие-либо особенности внешнего вида животного, ребенок оценивает их с прагматических позиций.

Играя с ежиком, малыш отмечает:

— Все-таки плохо быть ежом!

— Почему?

— Никто тебя не погладит…

  • Рассматривая перо голубя, ребенок интересуется:

— Когда голуби спать ложатся, они перышки снимают?

  • Дети отмечают особенности строения животных.

Наблюдая, например, змею, ребенок с восторгом отмечает, что у нее хвост до самой головы. А рассмотрев теленка, девочка трех с половиной лет обрадовалась:

— Бабушка, смотри, маленький какой, а уже на каблучках!

Выделяя части тела животных, но, не зная, как они называются, ребенок пытается их обозначить исходя из функционального назначения этих частей. Например, мальчик трехлетнего возраста, рассматривая рыб, уверенно заявил:

— У рыб есть плынья и они ими плывут.

В этом возрасте дети пытаются объяснить особенности строения одних животных во взаимосвязи с другими животными. Так ребенок, рассматривая картинку, на которой изображена сцена охоты кошки на мышку, уверенно заявляет:

— Мама, ты знаешь, почему мышки такие маленькие? Это потому, чтобы мышки помещались в кошкином рте!

Отмечая характерные части тела конкретных животных, дети обозначают и их функциональную необходимость. Так, наблюдая за бегающей собачкой, ребенок с завистью замечает:

— Собака никогда, никогда не устает, потому что у нее четыре ноги.

А в первый раз, увидев раков, ребенок пришел к выводу:

— А раки ногами кусаются.

Давая эстетическую оценку внешнему виду животного, дети обращают внимание на наличие или отсутствие тех или иных частей тела. Например,

— Дедуся, ты знаешь какие змеи противные. Они без шерсти! Ящерицы лучше: они небезногие и небезносые.

  • В младшем дошкольном возрасте дети обращают внимание на поведение и повадки животных и пытаются их охарактеризовать, сравнивая с другими хорошо знакомыми предметами. Например, один ребенок, поглаживая мурлыкающую кошку, ощущает вибрацию под рукой с восторгом отмечает:

— Мама, кот кипит!

  • Другой ребенок, находясь в такой же ситуации, замечает, что кошка перестала мурлыкать, предполагает:

— Наверное, батарейка села.

  • Наблюдая собаку с высунутым языком, ребенок пытается обосновать такое ее поведение:

— Бедная собачка: от страха языком виляет!

Уже дети младшего дошкольного возраста пытаются дойти в понимании целесообразности определенных действий животных. Например, ребенок интересуется:

— Пап, разве мыши на дереве живут?

— Нет.

— А зачем тогда наша Мурка на дерево лазила?

Или наблюдая за коровой, ребенок интересуется:

— Зачем корова хвостом машет?

— Мух отгоняет.

— А куда?

Детей этого возраста очень привлекают движения и действия животных и для их обозначения они стараются подобрать более точные слова. Например,

  • дети наблюдают за порханием бабочки и один мальчик замечает:

— Вон она прицветочилась!

  • вечером услышав, как квакают лягушки, ребенок уверенно заявляет:

— Лягушки уквакивают своих ребятишек спать.

  • заметив, как мама проходит мимо козы, девочка испуганно просит:

— Мамочка, не подходи к козе она тебя зарогает.

  • увидев скворца сидящего на дереве мальчик констатирует:

— На дереве скворец скворечится.

  • мальчик, отдыхая у бабушки в деревне, обнаружил, что курица-наседка вывела цыплят:

— Смотрите, смотрите, а наша курица «обкурилась»!

  • рассказывая о прогулке на луг, ребенок с восторгом отмечает:

— Там так хорошо, там кузнечики скрипочат.

  • На знакомых примерах дети пытаются связать характер поведения животного с наличием у него соответствующего органа: птицы летают, потому что у них крылья, кошка хорошо лазает, потому что у нее когти. В этой связи благодаря конкретности мышления, трехлетний ребенок объясняет сущность поговорки:

— А я знаю, почему посадят свинью за стол, а она и ноги на стол.

— Почему?

— Потому что у нее рук нет!

  • В младшем дошкольном возрасте дети имеют еще небольшой круг представлений об особенностях и образе жизни конкретных животных в разные времена года. Однако они хорошо усваивают только яркие признаки сезонов. Например, знают, что осенью становится холодно и многие птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются. Эти знания дети распространяют и на других животных.
  • Девочка трех лет с уверенностью объясняет другим детям:

— Мухи только летом бывают… А зимой они на юг все улетают!

  • В начале лета увидев комара, ребенок констатирует:

— Ну вот — и комары уже с юга прилетели…

  • А мальчик, рассматривая через окно улицу, отмечает:

— Что-то кошек на улице совсем не видно… Наверное на юг улетели…

  • На призыв взрослого:

— Смотри, грачи прилетели! Весну принесли!

Ребенок отмечает:

— Какие черные! Загорели… На юге были.

Зная и такую сезонную закономерность, как смена окраски меха у некоторых животных, малыши пытаются распространить эту особенность и на вещи, сделанные из меха. Так, ребенок, рассматривая новую шапку из белого кролика, интересуется:

— Зимою — белая, а летом она будет серая?

  • Дети 3-4 лет понимают в речи взрослого и сами употребляют такие слова-термины как птицы, рыбы, насекомые и т.д. Дети, например, отличают птиц от других животных, не путают их с бабочками и другими летающими насекомыми. Но охарактеризовать одних конкретных животных они пытаются через упоминание других. Так, от детей младшего дошкольного возраста можно услышать такие определения:

— Страус — это жираф. Только птица она.

— Комары — это маленькие птицы. Только кусачие.

— Индюк — это утка с бантиком

— Паук — это такая специальная муха.

Говоря о млекопитающих, дети редко используют обобщающие слова, чаще употребляют конкретные названия «кошка», «собака», «обезьяна», «слон», «коза» и т.д. Называя насекомых, дети используют видовые понятия: бабочки, жуки. Но упоминая в речи рыб, дети чаще используют именно родовое понятие. Даже зная, что в аквариуме карасик или золотая рыбка, дети называют их «рыбка». Например,

— Можно я в аквариуме докоснусь до рыбки?

— Смотрите какая маленькая рыбка! Наверное грудная…

— Мама, смотри: рыбка в банке без конца пьет воду, а ее все равно не отбавляется.

Увидел на картинке большую и маленькую рыбку. Объясняет:

— Это рыба, а с ней рыбеночек.

Даже в речи взрослых они не видят целесообразность упоминания конкретных названий рыб:

— Папа, что ты делал вчера?

— Ходил ловить форель.

— Много поймал?

— Ни одной.

— Откуда ты знаешь, что ловил форель?

Но видя группу животных одного вида, дети стремятся подобрать обобщающее слово. Например, увидев на участке, стаю ворон, ребенок говорит:

— Дедушка, смотри, сколько ворон! Целый воронеж.

А увидев в лесу скопление божьих коровок. Ребенок с восторгом рассказывает:

— Я нашел божий коровник!

  • Большую часть информации о животных дети получают от взрослых, что оказывает значительное влияние на формирование общих представлений. Но иногда неверные, но уже сложившиеся у взрослых стереотипы восприятия мира животных они транслируют на детей. Так, отгадывая загадку: «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку», традиционно взрослый говорит, что это заяц. Хотя это ненаучно, не соответствует действительности. Дети иногда интуитивно подвергают сомнению слова взрослого. Например,

— Мама, а где живут зайчики?

— В лесу.

— А что они едят?

— Морковь, капусту.

— Они сами ее делают?

Та информация, которая у взрослого уже сложилась в стереотип, для ребенка является новой и он ее обдумывает. Обладая еще небольшим кругом природоведческих представлений, ребенок знает, что морковь и капуста не растут в лесу. И естественно у малыша возникает предположение о том, что заяц выращивает овощи сам, как родители на даче.

Слова взрослого, сказанные когда-то ребенку, дети переносят и на мир животных. Например, наблюдая, как кот выгнул спину, девочка укоризненно замечает:

— Сколько раз я тебе говорила: следи за своей спиной. А ты и усом не моргаешь. Какая у тебя осанка вырабатывается?

Чувствуя силу авторитета взрослого, дети младшего дошкольного возраста полагают, что взрослый всемогущ и в мире животных. Это явно ощущается в просьбах детей:

— Мама, поговори с собакой, чтоб она не лаяла.

Или укладываясь спать, ребенок просит:

— Папа, ты будешь меня сторожить?

— А кого ты боишься?

— Лягушек, мышей, крыс…

— Да разве они унесут тебя. Они ведь маленькие!

— Да… они сговорятся вчетвером и унесут…

Для того чтобы у детей уже в младшем дошкольном возрасте складывались правильные представления о мире животных, необходимо использовать разнообразные формы и методы работы, наполняя их хоть и элементарной, но уже научной информацией.

Е.А. Стреха


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх