Ознакомление дошкольников с дизайном

Предметный мир вокруг ребенка — источник многочисленных эстетических впечатлений. При их накоплении у дошкольников возникает избирательное отношение к отдельным предметам, начинается осмысление их эстетических качеств (цвет, форма, общая выразительность и т.д.). Постепенно возникает оценочное отношение — одно из слагаемых эстетического вкуса.

Дети взаимодействуют с предметным миром спонтанно и под руководством педагога. При этом они узнают назначение предметов и их свойства (особенности формы, цвета, конструкции, фактурные качества и др.).

Первое знакомство с людьми, создающими красивые предметы для использования их в быту, может произойти в беседе «Где работают художники?» Малыши рассматривают посуду, отмечают разнообразие декора, любуются красивыми цветовыми сочетаниями. «Знаете ли вы, — говорит воспитатель, — что перед тем, как мастера изготовили эту посуду, ее придумал и нарисовал художник, которого называют художником по фарфору.

Посмотрите на занавески на наших окнах. Рисунок для них также придумал художник, художник по ткани. Он работает на ткацкой фабрике. Фасоны нашей одежды придумал художник-модельер. Вот ваши любимые игрушки — и они придуманы художником по игрушкам, а затем сделаны мастерами. Посмотрите вокруг и назовите вещи, до которых дотронулись руки художника. Подумайте, как можно назвать художника, сделавшего ту или иную вещь (дети отвечают). Так, вы назвали много различных художников, но у них есть и общее название. Всех художников, создающих красивые и удобные вещи для использования в быту, называют дизайнерами.

Сразу после беседы можно провести рисование на тему «Мы — художники». Дети по желанию рисуют узоры ткани, украшают посуду, одежду и др. В конце занятия дети рассказывают, какие вещи у них получились, удобно ли ими пользоваться, красивые ли они. Знания дошкольников о дизайне и дизайнерах расширяются на следующих занятиях по изобразительной деятельности: «Украсим одежду», «Ткани для платья», «Чайная посуда» и т.д. Вот, например, как можно провести занятие «Для чего такой узор?» Дети рассматривают нарисованные на листах бумаги различные узоры, рассказывают об их элементах, особенностях композиции, называют вещи, которые дизайнеры украшают узорами. Воспитатель читает стихотворение, еще раз показывает листы бумаги с узорами, а также названные в стихотворении вещи в виде силуэтов из бумаги:

Для чего такой узор? Для салфетки, для косынки

И на фартук для Маринки. А еще?

Для чего такой узор?  На кастрюлю и на вазу,

И на чашечки все сразу. А еще?

Дети по желанию выбирают названные в стихотворении те или иные силуэты из бумаги и украшают их собственными или предложенными воспитателем узорами. Воспитатель поощряет детей, подчеркивая, что они работают, как настоящие дизайнеры. Так, в практической деятельности дети усваивают гармоничность цветовых сочетаний, закономерности составления узора, целесообразность его расположения.

От знакомства дошкольников с дизайном отдельных вещей можно пе-рейти к знакомству с дизайном жилья. Дети узнают, что есть такие художники, которые умеют делать помещения для жилья, работы, отдыха и красивыми, и уютными. Этих художников называют уже знакомым нам словом — дизайнеры. Дизайнеры рисуют много эскизов оформления помещения. На эскизах хорошо видно, красиво ли сочетается цвет стен, пола и мебели; нужно ли украсить помещение художественным произведением или комнатным растением. Если дизайнер найдет наилучший вариант интерьера, можно начинать оформлять помещение в соответствии с эскизом. После такой беседы дети с удовольствием примут ваше предложение стать «дизайнерами», украсить кукольную комнату. За этой темой в дальнейшем могут последовать и другие: «Самые красивые в мире комнаты», «Комната, в которой я хотел бы жить», «Комната волшебника» и т.д.

На примере разных помещений детского сада, магазина, почты и т.д. дети убеждаются, что интерьер каждого помещения создает цветная обработка стен, освещение, художественные произведения, мебель, оборудование, природа и озеленение. Однако в зависимости от функции того или иного помещения эти эстетические средства интерьера комбинируются и выглядят по-разному.

Воспитатель помогает детям понять зависимость между назначением помещения и его внешним видом. Во время праздника дошкольники сравнивают ежедневный и праздничный интерьер, замечают отличия между ними. Педагог обращает внимание детей на то, что в будние и праздничные дни красота помещений различная: в первом случае она более сдержанная, простая, во втором — торжественная, яркая. Дети видят разное по характеру праздничное убранство и постепенно понимают, что каждый праздник требует своих средств выражения.

Ознакомление с интерьером возможно только при наличии в детском саду эстетически значимой среды и целенаправленного знакомства малышей с ее эстетическими свойствами. Интерьер несет в себе большой воспитательный потенциал. Он воздействует, на первый взгляд, как будто незаметно, но постоянно. Поэтому красиво оформленное предметно-пространственное окружение развивает эстетическое восприятие ребенка, способствует формированию его эстетического вкуса.

Детям 4—5 лет педагог способствует осознанию детьми связи между назначением вещи, материалом, из которого она сделана, и украшением данного изделия. Внимание детей обращается на разнообразие предметов одного и того же вида (одежда, мебель и другие предметы быта).

При знакомстве с дизайном помещений показываются связи между функциями помещений и их оформлением. Знакомим детей с оформлением городской и сельской квартиры, музыкального и спортивного залов, комнаты для игр в детском саду.

Дизайн:

–интерьер жилого помещения (деревенский, оформленный в народном стиле, и городской);

–помещений детского сада, магазина.

Детям 5—7 лет даем понятие о дизайне как одном из видов современного искусства. Расширяем знания детей об утилитарных и эстетических качествах предметов окружающего мира, необходимости взаимосвязи этих качеств (если речь идет о предметах, относящихся к произведениям искусства).

Обращаем внимание на каждодневный и праздничный интерьер общественных помещений (детский сад, школа), квартиры.

Стремимся, чтобы слово «дизайн» вошло в активный словарь детей.

Дизайн:

–интерьер общественных помещений (детский сад, школа, магазин, почта и др.);

–жилых помещений (деревенский, оформленный в народном стиле, городской).

–вещи: одежда, посуда, мебель, ткани, машины, телевизоры, телефоны, и т. п.

Горунович Л. Б., Братская Т. Б.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх