Проведение опытов с водой в детском саду

  1. Опыт с карандашом и комком снега (кусочком льда).

Детям предлагается воткнуть карандаш в эти предметы и спросить, почему карандаш не проходит сквозь комок снега и лед.

В. Вот что говорит Тайна: «В снежном комке и кусочке льда живут такие же маленькие человечки как и у снега, которые взявшись крепко за руки, не пускают карандаш, так как они сильные и крепкие». А теперь возьмитесь за руки, друзья и покажите. Если они такие сильные, как мы их назовём?

Дети. «Твердые».

  1. Опыт со снегом, льдом.

Возможно включение следующих вариантов:

а) таяние снега в тарелке и в руке;

б) таяние снега в горячей и в нагретой посуде;

в) таяние снега в горячей посуде, в посуде со снегом, стоящей на огне;

г) таяние снега в горячей и холодной посуде;

д) таяние снега в руке и на ноге.

В. Слушайте, ребята дальше. Тайна хочет выяснить, что же произойдет со снегом, во что он превратиться? Где, когда и почему быстрее (медленнее) растает снег? Какое вещество вода, твердое или жидкое? Живут ли человечки в жидких веществах?

Чтобы ответить на этот вопрос Тайна предлагает проделать следующий опыт.

  1. Опыт с карандашом и водой в стакане.

В. Что происходит с карандашом, когда мы его опускаем в воду? Почему карандаш так легко проходит через воду? Что еще можно сделать с водой? (Можно перелить, разлить, вылить, вытереть, вычерпать, выкачать, перенести и т.д.).

Необходимо дать возможность высказаться всем детям. Чем больше вариантов, тем быстрее будет идти раскрытие тайны.

Подводим к выводу, что в жидких веществах тоже живут человечки. Только они подвижные, за руки не держатся, постоянно передвигаются. Предлагается поставить руки на пояс, локоток к локотку, пройти воспитателю между детьми, показать, что человечки подвижные.

В. Уже вы узнали у Тайны, что человечки бывают твердые и жидкие, узнали как они себя ведут. Но тайна еще не весь секрет вам раскрыла и хочет узнать какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть? Когда чайник кипит, что у него выходит из носика? (Пар). Можно ли налить его в стакан? Они, наверное, твердые? Как можно увидеть человечков в воздухе? (Опыт с полиэтиленовым пакетом; запотевшие стенки стакана, бутылки). Как передвигаются эти человечки? (Прыгают, бегут). Тайна вам открыла еще один секрет: человечки, которые живут в воздухе — это человечки газообразные.

Вот какие разные бывают человечки: твердые, жидкие, газообразные.

Решение логических задач.

Воспитатель рассказывает и загадывает задачи:

  1. Бежала, бежала вода и вдруг ее не стало. А там, где она пробежала, образовалась скользкая, прозрачная, сверкающая дорожка. Что это за дорожка? Что произошло с водой? Какие человечки бывают в воде, а какие поселились в водяной дорожке?
  2. Саша залюбовался сосулькой. Ее глаза сверкали и улыбались. И вдруг он услышал: «Мальчик, возьми меня с собой, я хочу с тобой подружиться». Радостный Саша взял сосульку и поспешил домой. Пока он ужинал, сосулька лежала на столе. Когда Саша решил поиграть с ней, подошел к столу, то сосульки не нашел. Посмотрел он удивленно на то место, где лежала сосулька и увидел, что вместо нее была… (вода). Как вы думаете, что увидел Саша на месте, где была сосулька?

А теперь давайте порассуждаем, почему лед превратился в жидкость? Что происходит с маленькими человечками? (им становится жарко). Чтобы им не было очень жарко, они чуть-чуть отходят друг от друга, уже держатся так крепко за руки. Так и лед постепенно превращается в жидкость.

Как вы думаете, что произойдет с водой, если ее нагревать? Почему вода превратится в пар? (Человечкам станет еще жарче, они удаляются друг от друга, разбегаются).

  1. Разрешение противоречия:
  2. 1. Вода должна быть в решете, в корзине, чтобы ее перенести. И воды не должно быть, т.к. в решете (в корзине) ее не перенести — вытечет (перенести воду в виде льда).
  3. Как перейти ручеек, не замочив ноги? (По льду, по мостику, когда ручеек пересохнет).
  4. Как выпить горячую воду? (Охладить ее и выпить; вынести на холод и остудить).
  5. Упражнение «Загадочные встречи».

Дается возможность представить и описать неожиданную встречу человечков, которые живут в воде и во льду, в снегу и в воздухе. Какие слова-пожелания вы сказали бы им? Что вы им посоветовали, если бы они захотели стать из твердых-жидкими, из жидких — газообразными?

  1. Игра «Сочиняйка».

Предлагается придумать как можно больше полезных действий (применений) воздушному шарику, цветным льдинкам, скользкой дорожке, высокому сугробу.

Можно предложить во всем хорошем увидеть плохое и как плохое превратить в хорошее, используя волшебную палочку (капельку, сосульку).

Закончить занятие можно ситуацией «Что бы это значило?»

Воспитатель предлагает разбросать на полу клочки белой бумаги, представить с опорой на фантазию, чем эти клочки могут быть и соответствующим образом к ним отнестись. Чего здесь только не увидит фантазия ребенка: и цветы на поляне, и сугробы согретого весенним солнцем снега на проталинах, камешке в ручье, камешки, по которым можно пройти, не замочив ноги и т.д.

В конце занятия спросить у детей, чтобы они хотели сказать друг другу, что узнать нового о человечках, какие опыты провести? Менялось ли их настроение и почему, что их удивило, развеселило, что огорчило? Что хотят пожелать друг другу?


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх