Развитие у дошкольников представлений о частях суток

Наблюдение природных явлений в разные части суток

Как отмечают исследователи, восприятие старшего дошкольника теряет свою глобальность. Свойства и качества объектов окружающего мира становятся для ребёнка объектом специального рассмотрения.

Название их словом позволяет видеть и осознавать мир в категориальном ключе, что свидетельствует о том, что процесс восприятия интеллектуализируется. Ребёнок начинает использовать наблюдение как способ познания: принимать или ставить самостоятельно цель наблюдения, использовать в процессе наблюдения сенсорные и интеллектуальные способы. Наблюдения позволяют ему проявить своё эмоциональное отношение, эстетическое переживание в процессе общения с природными объектами и явлениями. Длительные наблюдения дают возможность ребёнку сравнивать объекты и явления природы по признакам сходства и различия, классифицировать, формулировать выводы, рассуждать, делать своеобразные открытия, предоставляют возможность моделировать характерные признаки, частные и общие связи, последовательности, в том числе и временные.

Такие отрезки времени, как раннее утро, утренние и вечерние сумерки, рассвет и закат, восход и заход солнца дети могут увидеть только в период с ноября до марта, поэтому планировать наблюдения этих явлений следует именно в обозначенный период года.

Совместные с ребёнком наблюдения организуются во время утреннего приёма детей, прогулки в утренний и вечерний отрезки времени, в любой другой период распорядка дня.

Одним из главных условий педагогической поддержки детского интереса к природным объектам и явлениям, происходящим в различные временные отрезки, является естественнонаучная осведомлённость воспитателя, обеспечивающая его возможность и готовность к заинтересованному и содержательному общению с детьми во время наблюдения, рассматривания, игры.

Для того чтобы заинтересовать детей предстоящими наблюдениями, показать их значимость, можно посмотреть вместе с ними мультипликационный фильм «Паровозик из Ромашково», акцентируя их внимание на фразу главного героя: «Если мы не увидим рассвет, мы опоздаем на всю жизнь…».

Во время наблюдения за явлениями природы следует обратить внимание детей на объективные показатели, символизирующие время (наличие и положение солнца, степень освещённости земли и неба, цвет неба, облаков, преобладающий колорит и др.), а также на неповторимость и красоту наблюдаемого явления. Помня о том, что «взрослый для ребёнка — источник новых интересных сведений, объяснений, подлинная мера всех вещей», ему надо много знать о наблюдаемых объектах, быть готовым сопровождать наблюдение вопросами, художественным словом, собственным эмоциональным отношением.

Поэтому взрослому надо помнить, что словесные обозначения временных отрезков условны, относительны и в большей мере носят переходный характер. В словаре С.И. Ожегова сутки — это «промежуток времени от одной полуночи до другой, 1/7 часть недели, а также вообще промежуток времени в 24 часа»; утро — «часть суток, сменяющая ночь и переходящая в день, начало дня»; вечер — «часть суток, сменяющая день и переходящая в ночь»; день — 1. «часть суток от восхода до захода Солнца, между утром и вечером», 2. «то же, что сутки»; ночь — «часть суток от захода до восхода солнца, между вечером и утром».

Смена суток происходит в то время, когда дети спят (в 24 часа — в полночь), и видеть этот процесс они не могут. Полночь — «середина ночи, соответствующая 24 часам». Ночь длится до первых рассветных проявлений в природе (после 3 часов полуночи). В народе не зря говорят: в три часа ночи, но в четыре часа утра. Традиционно ночь в связи с темнотой ассоциируется с чёрным цветом.

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо-зёрна.

Чёрный белого позвал,

Белый зёрна поклевал.

(Ночь и день.)

Рогалик, рогалик,

Золотые рожки!

Тучке сел на плечи,

С тучки свесил ножки.

(Месяц.)

То он — блин, то он — клин,

Ночью на небе один.

(Луна, месяц.)

Угли пылают,

Совком не достать,

Ночью их видно,

А днём не видать.

(Звёзды и небо.)

Рассвету предшествует период тёмного раннего утра. В летний период года этот отрезок длится несколько минут, а вот поздней осенью, зимой — несколько часов (дети могут его наблюдать). В природе в это время отсутствует разнообразие красок: все объекты вокруг либо тёмно-синего, либо тёмно-фиолетового, тёмно-коричневого, тёмно-серого цвета. Рассвет — «время перед восходом солнца, начало утра».

На смену темноте приходит время полутьмы, когда небо становится светлее, чем окружающие объекты, всё приобретает серый или голубоватый оттенок — это утренние сумерки.

С.И. Ожегов трактует сумерки как «полутьму между заходом солнца и наступлением ночи», а также как «утреннюю предрассветную полутьму». В народе о рассвете говорят: «Белая кошка лезет в окошко», а о сумерках так: «Серое сукно тянется в окно».

Вслед за сумерками начинается явление, которое всегда не оставляет людей равнодушными из-за своей красоты, разнообразия и неповторимости: солнца ещё на небе нет, но горизонт окрашивается его лучами самыми яркими и прекрасными красками — это утренняя заря. Заря — «яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца». Время движется от холодной ночи к тёплому дню, и поэтому в колорите утренней зари преобладают холодные оттенки розового, жёлтого, голубого. Чаще ассоциативный цветовой ряд группируется вокруг розового цвета.

Румяной зарёю

Покрылся восток,

В селе за рекою

Потух огонёк.

Росой окропились

Цветы на полях,

Стада пробудились

На мягких лугах.

А. Пушкин

На утренней заре

Румяные, огнистые,

Клубятся облака,

Сквозь заросли росистые

Заискрилась река…

М. Пожарова

За утренней зарёй идёт явление, которое называется восходом солнца. Восход — «время, а также место появления светила над горизонтом». Его длительность определяется несколькими минутами, и дети могут наблюдать его, если линия горизонта открыта их взгляду. Цвет восходящего солнца также имеет холодные оттенки жёлтого, розового, малинового.

Ярким стал на небе шар,

И пошёл от шара жар,

И пошёл от шара свет —

Темноты в помине нет.

(Солнце.)

А. Волобуев

Затем солнце постепенно поднимается всё выше и выше. Становится очень светло, и дети чаще всего этот утренний отрезок времени называют утром. На участке детского сада можно расчистить круг и вбить в его центре колышек. Наблюдая длину отбрасываемой им тени, можно показать, что когда солнце всходит, тень самая длинная, и чем выше поднимается солнце, тем короче становится тень от колышка. Так как представления об утре обязательно включают представления о наличии солнца, а оно всегда связано с жёлтым цветом, то для этого отрезка времени характерен жёлто-золотистый колорит.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

(Солнце.)

Голубой платок,

Жёлтый колобок.

По платку катается,

Людям усмехается.

На всех глядит,

На себя не велит.

(Небо и солнце.)

Утро завершается в полдень — в 12 часов. Полдень — «середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее обычно 12 часам». Весь дальнейший отрезок времени до 16 часов принято называть днём. Это самая ярко освещённая часть суток. Из-за обилия света день чаще всего ассоциируется с чистым белым цветом.

Следующая часть суток (вечер) также может быть подразделена на несколько обязательно следующих друг за другом временных отрезков. Начинается ранний вечер. Солнце опускается всё ниже к горизонту и приобретает более тёплый, насыщенный оттенок и доходит до линии горизонта.

Период захода солнца так же, как и восход, непродолжителен, и поэтому может наблюдаться детьми при условии непосредственной видимости линии горизонта. Цвет солнца становится ещё темнее, насыщеннее или даже меняется (оранжевый, красный). Закат — 1. «заход за линию горизонта солнца, время такого захода»,

  1. «освещение неба над горизонтом при заходе солнца».

Закатилось солнышко,

Закатилось солнышко

За далёкий бор,

За деревья спряталось,

Будто за забор.

Солнышко,

Солнышко,

Сладко засыпай,

Только завтра,

Солнышко,

Встать не опоздай.

М. Садовский

Солнце исчезло, но его лучи ещё долго продолжают освещать и раскрашивать небо, облака разными цветами. Это явление вечерней зари. День отдаёт своё тепло холодной ночи, и поэтому колорит вечерней зари отличается от колорита утренней зари более тёмными, насыщенными, глубокими тонами пурпурного, багрового, красного, коричневого цветов. Небо постепенно темнеет, краски гаснут, вокруг становится темнее.

Летний вечер

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи…

А. Блок

Вновь наступает период полутьмы, который называется вечерними сумерками. Постепенно всё вокруг приобретает один цвет (чаще — серый).

Темнота сгущается, и наступает время, о котором люди говорят как о позднем вечере. Летом он наступает очень поздно (по часам), и дети не понимают, что надо ложиться спать, потому что на улице ещё светло. Темнота позднего вечера также ассоциируется детьми и взрослыми с тёмно-синим, тёмно-фиолетовым, тёмно-зелёным цветом. И вновь наступает чёрная ночь.

С синевы небес глубоких

Льёт поток лучей далёких

На простор лугов широких

Месяц золотой…

А. Коринфский

Ночь

Тихо дремлет река.

Тёмный бор не шумит.

Соловей не поёт,

И деркач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит…

С. Есенин

Таким образом, выделяя в сутках четыре части (утро, день, вечер, ночь), мы можем расширить и обогатить представления детей о них знакомством с серией промежуточных явлений, ежедневно следующих друг за другом в определённой последовательности.

Во время наблюдения важно поддерживать активность, познавательный интерес, побуждать проявление исследовательских действий. Особую роль в этом играют вопросы и задания: «Назови часть суток. Назови отрезок утра, который мы наблюдаем. Что говорит в природе о том, что сейчас именно утренняя заря (другой отрезок времени)?»; инициирование подбора детьми определений колорита, называния отдельных цветов; поощрение попытки сравнивать явления; проявления ими воображения. Следует постоянно закреплять в активной речи новые слова — названия временных категорий, цветов и оттенков.

И. Житко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх