Упражнения и опыты с объектами неживой природы для детей-дошкольников

Опыты с песком в детском саду

Опыт 1.

Программное содержание: свойства песка (рыхлый) и глины (сухая, твёрдая).

Оборудование: глина, песок.

Примерные виды заданий.

У каждого ребёнка на столе горшок для опыта с песком, банка с глиной и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в стакан с глиной, а затем в стакан с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево. Совместно с педагогом делают вывод о том, что глина сухая, твёрдая, а песок — рассыпчатый.

Опыт 2.

Программное содержание: свойства песка (быстро впитывает воду) и глины (медленно впитывает воду).

Оборудование: вода, банка с песком и банка с глиной.

Примерные виды заданий.

Дети наливают воду в стеклянную банку с песком; обсуждают, каким стал песок, предполагают, куда исчезла вода. Затем то же самое проводят с глиной. Наблюдают, как глина впитывает воду (очень медленно), вся ли вода впиталась.

Опыт 3.

Программное содержание: свойства песка (сухой — рассыпается, мокрый — лепится) и глины (мокрая — лепится, высыхая, сохраняет форму).

Оборудование: влажные глина и песок.

Примерные виды заданий.

Дети лепят «колбаски», «бублики» и «колобки» из влажной глины, а затем из влажного песка. Через некоторое время дети сравнивают результаты. Из глины: «колбаски», «бублики» и «колобки» не рассыпались, сохранили свою форму, получились твёрдые и прочные, а из песка — высохли и рассыпались. Совместно с педагогом дети делают вывод: глина твёрдая, прочная, лепится, сохраняет свою форму, а песок — рассыпается.

Опыт 4.

Программное содержание: свойства и особенности глины (если добавить воды, глина станет влажная и мягкая, в ней можно сделать ямки) и камня (твёрдый, из него ничего нельзя слепить, нельзя разделить на части).

Оборудование: глина и камни.

Примерные виды заданий.

Детям предлагается по очереди нажать на камень и глину, выяснить, где осталась ямка от пальцев, а где нет. Дети делают вывод: на глине остаются отпечатки пальцев, а на камнях — нет.

Дети берут камни в руки, катают в ладонях, обследуют их, сравнивают по весу, размеру, шероховатости и т.д. Педагог предлагает детям попробовать мять камни в руках, тянуть в разные стороны, изменить их форму и разделить на части. Совместно с педагогом дети уточняют свойства камня: камень твёрдый, из него ничего нельзя слепить, его нельзя разделить на части.

Дети берут в руки глину, мнут её, тянут в разные стороны, делят на части. Совместно с педагогом дети уточняют свойства глины: мягкая, её можно разделить на части, меняет форму, из неё можно лепить.

Домашнее задание: «приготовить угощения» из глины для кукол (колбаску, бублик, яйцо, помидор и т.д).

Опыт 5.

Программное  содержание: сравнение свойств песка, глины и камня. Использование материала в поделках.

Оборудование: камни, глина, сухой песок, банка с водой, песочные часы.

Примерные виды заданий.

Дети располагаются вокруг стола педагога. Сенсорное обследование объектов природы: рассматривание, ощупывание, нажатие. Дети могут бросить камень на пол и услышать его стук, прослушать шуршание струйки песка, звук льющейся воды с последующим их сравнением.

Дидактическая игра «Узнай по звуку».

Опыт «Что тяжелее?».

Педагог в банку с водой опускает одновременно камень и песок, а дети наблюдают за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче.

После серии опытов можно подвести итог об использовании природных материалов (песка, глины, камней) в быту. Демонстрация песочных часов, глиняной посуды, игрушек и т.д.

И. Оглоблина


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх