Упражнения и опыты с водой для детей-дошкольников

Детские опыты с водой

Опыт 1.

Программное содержание: тонущие и нетонущие предметы.

Оборудование: сосуд с водой, предметы: пробки от бутылок (пластмассовые, пробковые и т.д.), чайные ложки, теннисный шарик, карандаш, волан для бадминтона, резиновая игрушка, железная и пластмассовая лопатки, ветка дерева, кусочек фанеры, плюшевая игрушка, резиновый мячик (желательно приготовить несколько предметов из одного материала, чтобы дети могли сделать вывод).

Примерные виды заданий.

Педагог предлагает детям угадать, какие предметы из предложенных утонут, а какие нет. Затем дети берут по одному предмету и проверяют их плавучесть. После этого рассматривают предметы, которые плавают: перечисляют их, сравнивают по размеру, по весу, определяют материал. Затем рассматривают те предметы, которые утонули.

Беседа на тему «Игрушки из какого материала мы возьмем на речку?».

Опыт 2.

Программное содержание: предметы, впитывающие и не впитывающие воду.

Оборудование: емкость с водой, губка, хлопчатобумажная ткань, газета, пластмасса, калька, бумажная салфетка, туалетная бумага, фольга, полиэтиленовая пленка, плащевая ткань.

Примерные виды заданий.

Детям предлагается угадать, какие предметы впитывают воду, а какие нет. Совместно с педагогом дети проверяют свои предположения. (Например, выливают ложкой воду на губку, вытирают воду со стола тряпкой, фольгой и т. д.).

Опыт 3.

Программное содержание: растворимые и нерастворимые в воде вещества.

Оборудование: пустые и заполненные водой емкости, стиральный порошок, соль, сахар, песок, шампунь, краска.

Примерные виды заданий.

Педагог на столе перед детьми выставляет несколько закрытых емкостей. Детям предлагается, не открывая емкости, определить, какие баночки пустые, а в каких из них есть вода (легкие баночки — пустые, а тяжелые — с водой).

Прежде чем добавить в воду какое-нибудь вещество, детям предлагается угадать, что с ним произойдет (растворится оно в воде или нет). Совместно с педагогом дети проверяют свои предположения. В процессе опытов дети наблюдают, как изменился цвет воды, когда в нее добавили соль (сахар, краску и т. д.). Дети наблюдают, какие изменения происходят с водой: стала вода мутной или осталась прозрачной.

Опыт 4.

Программное содержание: холодная и горячая вода, холодная вода освежает, бодрит; теплая — согревает, ласкает. В воде любой температуры мылится мыло, вода и мыло смывают грязь с рук.

Оборудование: теплая и холодная вода, мыло.

Примерные виды заданий.

Дети опускают руки в холодную и теплую воду, сравнивают свои ощущения, запоминают и называют слова, обозначающие температуру воды (теплая, холодная).

Детям предлагается намылить руки мылом без воды.

Дети опускают руки в воду, рассматривают их в воде. Делают вывод: вода чистая, прозрачная, сквозь нее видно дно таза и руки. Опускают в воду мыло, делают вывод: в воде мыло мылится. После мытья рук с мылом вода стала мутная, грязная, непрозрачная — не видно дна таза. Педагог напоминает, что вода льется, плещется, может получиться лужа, но ее легко убрать. Педагог предлагает детям подумать, чем можно вытереть воду.

В конце опыта подводится итог: «Вода — помощник человеку».

Опыт 5.

Программное содержание: вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). Людям вода нужна для еды, питья, умывания, купания и т. д. Рациональное использование природных ресурсов в быту на примере воды: чистую воду нужно экономить — не разливать, закрывать кран.

Примерные виды заданий.

Педагог предлагает детям обойти помещение группы и туалетной комнаты, посмотреть и выяснить, кому и зачем нужна вода. Дети останавливаются возле растений (их надо поливать, без воды они засохнут); около аквариума (рыбы живут в воде, без нее они погибнут, им надо много воды, чтобы плавать); около клетки с птичкой или зверюшкой (они пьют воду, им каждый день нужна чистая вода); около мойки (помощнику воспитателя нужно много воды, чтобы вымыть посуду); около туалета (вода нужна, чтобы помыть руки и лицо). Дети делают вывод о необходимости экономного использования воды.

Опыт 6.

Программное содержание: свойства воды (прозрачная жидкость без цвета, запаха, вкуса).

Оборудование: вода, лист белой бумаги, молоко.

Примерные виды заданий.

Имеет ли вода цвет?

Педагог ставит на стол стакан с водой и молоком, рядом кладет чистый лист бумаги.

Дети сравнивают цвет молока и бумаги. Совместно с педагогом делают вывод, что вода не имеет цвета.

Имеет ли вода запах?

Педагог предлагает понюхать воду и одеколон, а затем ответить на вопрос: пахнет ли вода? (Дети убеждаются, что у воды нет запаха.)

Имеет ли вода вкус?

Затем дети пробуют на вкус молоко и воду, сравнивают свои ощущения. Какое по вкусу молоко? А какая на вкус вода? Сладкая? Горькая? Кислая? Соленая? (Вода не имеет вкуса, она безвкусная.)

Педагог спрашивает, какая вода течет из крана. (Прозрачная или непрозрачная.)

Далее педагог предлагает детям подумать, что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети высказывают свои предположения.

Почему необходимо, чтобы вода была чистая не только в кране, но и в реках, озерах, морях?

Таким образом, всестороннее развитие детей в процессе ознакомления с неживой природой, формирование жизненно значимого опыта способствуют снижению зависимости детей с отклонениями в развитии от посторонней помощи, обеспечивают их максимально возможную адаптацию в социальной и природной среде.

Детские упражнения с водой

  • Опускать в воду разные предметы (тонущие и нетонущие): камни, ракушки, семена фасоли и т.д.
  • Рассматривать предметы в воде.
  • Изменять цвет воды (хной, краской и т.д.).
  • Извлекать звуки из стакана с водой (дуть в воду через соломинку).
  • Образовывать пузырьки воздуха в воде (быстро, медленно, по одному или много) — выдыхать воздух через соломинку в сосуд с водой.
  • Устраивать волны в тазу (закручивать воду рукой).
  • Взбивать пену в воде с мыльным раствором.
  • Капать воду на разные тканевые поверхности — промокаемые и непромокаемые материалы (марля для зонтиков).
  • Стряхивать цветные капли с мокрых рук на поверхность белой бумаги или воды.
  • Наносить цветные капли на стекло, рассматривать их, сравнивать по величине, форме, наблюдать за падающей каплей (размазать капли по стеклу — картина на стекле).
  • Переливать воду в разные сосуды (прозрачные, непрозрачные, разной формы, объема и т.д.).
  • Набирать воду в ладони и стараться удержать ее или наоборот, медленно пропустить через пальцы.

И. Оглоблина


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх