Воспитание познавательной активности у старших дошкольников

Предметный, рукотворный мир — это результат деятельности людей, а через познание особенностей созданных взрослыми предметов, правил обращения с ними, их функциями происходит освоение дошкольниками окружающего мира и социальной действительности, воспитание познавательной активности.

Под познавательной активностью детей старшего дошкольного возраста в русле изучаемой проблемы мы понимаем интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении детей к познанию предметов рукотворного мира, в их эмоциональной отзывчивости, творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира для общественного блага.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам разработать структуру познавательной активности детей, куда вошли компоненты, их критерии и показатели. Критериями информационно-компетентностного компонента выступают знания и представления детей о предметах рукотворного мира, а показателями – осведомленность о назначении, свойствах и качествах предметов рукотворного мира, наличие представлений об истории возникновения и совершенствования того или иного предмета. Развитие потребностно-мотивационного компонента характеризует устойчивый познавательный интерес детей к рукотворному миру, показателями которого выступают наличие потребности в познании нового о предметах рукотворного мира, любознательность, проявление интереса к человеку-преобразователю мира предметов. Критерием сформированности деятельностного компонента является использование знаний детьми о предметах рукотворного мира в собственной деятельности, где показателями являются проявление самостоятельности в процессе деятельности с предметами рукотворного мира и стремление к их творческому преобразованию. Важнейшим компонентом познавательной активности является эмоционально-результативный компонент, критерий его наличия – эмоционально окрашенное отношение детей к предметам рукотворного мира, показателями выступают проявление положительных эмоций и бережного отношения к результатам своей деятельности и труду взрослых.

С целью диагностики уровня развития познавательной активности детей использовались следующие методы исследования: диагностическое задание «Расскажи о предметах далекого и близкого окружения», методика Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка», модифицированная рисуночная диагностика мотивации дошкольников Н.В. Елфимовой, наблюдение за деятельностью детей.

В ходе выполнения диагностического задания детям предлагалось рассмотреть три предмета близкого окружения (компьютерная мышь, календарик, игрушечный мишка) и три предмета, редко встречающихся в обиходе дошкольников (цимбальная палочка, кактус-магнит, диапозитив). Дошкольники должны были назвать предмет и рассказать, зачем он нужен человеку. В протоколе фиксировались высказывания каждого ребенка.

Дети с любопытством рассматривали предложенные предметы, обследовали их. Предметы близкого окружения в основном не вызвали у детей затруднений в назывании и выявлении их назначения: игрушечный мишка нужен для того, чтобы с ним играть, спать, для украшения; компьютерная мышь нужна для работы за компьютером, для управления компьютером, для игры на компьютере; календарь нужен, чтобы считать год, знать, какое число, какой месяц, сколько дней в неделе прошло. Некоторые дети только называли предмет и описывали его внешние признаки, не указывая назначения.

Предметы далекого окружения вызвали затруднения: дети долго и внимательно рассматривали эти предметы, действовали с ними. Например, кактус-магнит большинством воспринимался как предмет живой природы (колючий кактус, кактус в горшочке, тяжелый кактус, кактус только без колючек, кактус растительный, кактус искусственный), несмотря на то, что на магните была подсказка – скрепки. Рассматривая диапозитив, дошкольники чаще всего говорили, что это фотография (этот предмет нужен, чтобы люди вспоминали себя маленькими, чтобы смотреть). При рассматривании цимбальной палочки встречались самые разные варианты названий предмета: ракетка, палка, трубка для курения, толкушка, труба, ложка, газовая зажигалка, пистолет, закрученная удочка, сигарета, пушка, кочерга, печать и т.д. Дошкольники выделили следующие разнообразные назначения предмета: «чтобы стрелять в плохих людей», «для красоты», «для больного человека (палка-опора)», «чтобы толочь пюре».

С целью выявления характера задаваемых детьми вопросов использовалась методика Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка». Детям предлагалось рассмотреть одну картинку со знакомым сюжетом, вторую – с незнакомым сюжетом (содержание того и другого сюжета отражало производство вещи, предмета обихода) и задать как можно больше вопросов к двум картинкам. Задаваемые детьми вопросы фиксировались в протоколе, также отмечалась очередность рассматривания картин, предположения, рассуждения детей

Наблюдение за творческим преобразованием предметов детьми на комплексных занятиях позволило нам выявить детей с разным уровнем развития интереса к преобразующей деятельности.

Дети с низким уровнем характеризовались неустойчивым интересом к преобразующей деятельности. Они затруднялись в придумывании и формулировании замысла, проекта. У них слабо развито воображение. Достичь результата они могут только во взаимодействии с педагогом. Их деятельность характеризуется репродуктивностью.

У детей среднего уровня интерес к совершенствованию и преобразованию предметов выражен не в полной степени. Собственные замыслы они могут реализовать только в совместной деятельности с педагогом. Воображение у них развито на допустимом уровне, но дети не проявляют желания фантазировать. Деятельность их чаще всего носит продуктивный характер.

У детей с высоким уровнем имеется повышенный интерес к совершенствованию и преобразованию предметов. В самостоятельной деятельности они могут реализовывать собственные задумки (сделать поделку, нарисовать предмет будущего). Они осуществляют поиск способов преобразования предметов и применяют в практической деятельности. У детей на достаточном уровне развито воображение, что способствует видению предмета в перспективе. Деятельность этих детей носит творческий характер.

В ходе проведения модифицированной рисуночной диагностики мотивации дошкольников Н.В. Елфимовой детям предлагалось рассказать в своем рисунке о предметах, сделанных руками человека. Для обработки результатов использовались два вида характеристик рисунков детей: содержательные характеристики, отражающие суждения детей о предметах, сделанных руками человека; формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ребенка к предметам рукотворного мира.

В процессе проведения диагностики было выявлено, что не все дети старшего дошкольного возраста знают, какие предметы относятся к рукотворному миру. Чаще встречаются формальные характеристики – это название предмета, который ребенок нарисовал (машина, детский утюг, стол, стул, лампа, канат, ложка, тарелка, шкаф, кукла, кубики, самолет, домик, лимузин, гараж, поезд, джип, маршрутка и т.д.).

Обобщение полученных данных позволило нам выявить и охарактеризовать уровни развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, которые условно обозначены нами как «подражатели» (дети низкого уровня), «вопрошайки» (средний уровень), «преобразователи» (высокий уровень).

Анализ результатов педагогической диагностики указал на то, что познавательная активность в старшем дошкольном возрасте проявляется в широком диапазоне: от низкого уровня до высокого. Но большинство детей старшего дошкольного возраста имеет средний уровень развития познавательной активности. Из этого мы сделали вывод о необходимости разработки эффективной методики воспитания познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира.

Опытно-педагогическая работа проводилась в несколько этапов. На первом – подготовительном этапе – нами были определены основные направления, по которым осуществлялось знакомство детей старшего дошкольного возраста с предметами рукотворного мира:

  1. Сооружения. Предметы обихода.
  2. Вещи человека.
  3. Приборы.
  4. Транспорт и техника.
  5. Предметы творчества взрослых и детей.

Далее нами был изготовлен специальный наглядный материал, так называемые «умные карты», которые позволяют представить любую тему целостно, на одном листе бумаги. «Умная карта» помогает детям последовательно воспроизвести большой объем информации; развивает мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), наглядно-образное и логическое мышление.

При составлении «умной карты» мы придерживались основного требования – выделить самые главные, ключевые характеристики того или иного предмета рукотворного мира и отразить это в картинках. «Умные карты» имели четыре координаты:

  • история развития предмета, его совершенствование;
  • назначение, применение предмета сегодня;
  • места производства предмета, профессии людей;
  • преобразующая творческая деятельность.

Для того чтобы детям было проще ориентироваться по «умной карте», каждая координата имела определенный цвет: история предмета – зеленая стрелочка, назначение и применение предмета сегодня – красная, места производства предмета, профессии людей – синяя, преобразующая деятельность – желтая стрелочка.

На этом этапе для ознакомления дошкольников с предметами рукотворного мира нами были подготовлены мультимедийные презентации.

Важным является наличие в презентации сказочного персонажа (Кот в сапогах, папа Карло, художник Тюбик, Даша-путешественница, бабушка Федора и др.), от имени которого ведется рассказ. Появление виртуального гостя создает сюрпризный момент, способствует повышению интереса дошкольников к изучаемому материалу. Дети, включаясь в диалог с персонажем, узнают новую информацию для себя.

Мы исходили из того, что грамотное использование мультимедийных презентаций в процессе образовательной работы с дошкольниками активизирует их мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес к объектам и явлениям окружающего мира, обеспечивает наглядность предоставляемой информации, способствует формированию мотивации к преобразующей деятельности.

Второй – основной этап – включал в себя проведение серии занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с рукотворным миром. В ходе проведения занятий решались следующие задачи:

  • развивать интерес детей к предметам рукотворного мира;
  • формировать представления о разнообразии предметов рукотворного мира, их значении в жизни человека; об истории возникновения и совершенствовании предмета; о профессиях, связанных с созданием предметов рукотворного мира; о трудовом процессе их изготовления; о белорусских предприятиях.
  • формировать умения свободно ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира, правильно пользоваться ими по назначению.

Далее с дошкольниками проводились комплексные занятия («Письмо из Простоквашино», «Проектная мастерская», «Талантливые обувщики», «В художественной мастерской, «Грузовик из соленого теста», «Дизайнеры интерьера» и др.), на которых повторялся и закреплялся изученный материал, а также осуществлялась творческая преобразующая деятельность детей (аппликация, рисование, лепка, тестопластика, детский дизайн).

На заключительном этапе старшие дошкольники закрепляли полученные на занятиях знания в дидактических играх, которые проводились во вторую половину дня.

Результаты, полученные на этапе контрольного эксперимента, показали, что в экспериментальной группе существенно увеличилось количество детей с высоким уровнем развития познавательной активности, что свидетельствуют об эффективности предложенной нами методики.

Н.В. Литвина, Е.И. Лосик


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх