Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «Космическое путешествие»

Задачи: закрепить у детей понятия «космос», «космическое пространство», «Солнечная система»; обогащать словарный запас

(звёзды, планеты, ракета, скафандр, Солнечная система, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Плутон, Нептун, Сатурн, метеориты, кометы); развивать познавательную деятельность, доброжелательно относится к товарищам.

Оборудование для педагога: аудиозапись с космической музыкой («Blue systems»), магнитофон.

Оборудование для детей: обручи для игры (5 шт.), ракета (три стола, заранее поставленные дугой с наклеенными геометрическими фигурами на центральном столе и изображающими панель управления; перед центральным столом прикреплён вращающийся круглый экран — на нём изображение звёздного неба сверху и 1/2 карты Солнечной системы снизу; стулья стоят в шахматном порядке перед столами по количеству детей).

Наглядные пособия: ватман (формат А1) с нарисованными орбитами и солнцем в центре; плакат с изображением звёздного неба.

Игровые и дидактические методы для активизации интереса и внимания детей: фрукты (грейпфрут, яблоко, виноград, мандарин, гранат, апельсин, слива, киви, черешня, вишня); выставка детских работ на космическую тему, доска «Личных побед» (на ватмане формата А2); аппликативные ракеты разного цвета, подписанные: любознательные, ловкие, доброжелательные, отзывчивые, активные, фантазёры.

Предварительная работа: конструирование из «Лего»-конструктора макетов космических кораблей и станций; беседы с детьми на темы: «Голубая планета — Земля», «Освоение космоса»; чтение сказки У. Гордона «Звездочёт и обезьянка Микки».

Ход занятия

Игру-занятие проводят два воспитателя, один в костюме звездочёта.

Экскурсия по залу (рассматривание выставки работ детей с родителями).

Входит воспитатель в костюме звездочёта с плакатом звёздного неба. Дети подходят к рабочим столам.

Звездочёт. Ребята, угадайте, кто я?

Дети. Звездочёт.

Звездочёт. С древнейших времён человек, глядя на небо, задавал себе много вопросов о звёздах, и конечно, мечтал отправиться в космос.

Разворачивает плакат, дети его рассматривают.

Звездочёт. Ребята, вы знаете, как называются люди, которые летают в космос?

Дети. Космонавты.

Звездочёт. На чём летают в космос?

Дети. На ракете.

Звездочёт. В какой специальной одежде летают в космос?

Дети. В скафандрах.

Звездочёт. Расскажите мне, почему именно в скафандре нужно лететь? (Ответы детей.)

Звездочёт. Да, правильно, в космос человек летит в скафандре, который защищает его от вредных воздействий космического пространства.

Постановка практического задания.

Воспитатель (В.). Давайте мы сегодня станем космонавтами и отправимся в космическое путешествие. Проверим теперь, кто из космонавтов самый быстрый.

Игра «Быстрые ракеты»

Ждут нас быстрые ракеты,

Для полётов на планеты,

На какую захотим,

На такую полетим,

Но в игре один секрет, —

Опоздавшим места нет!

На полу раскладываются обручи (5 шт.) — это «планеты». Во время чтения стихотворения дети «запрыгивают» на любую «планету» и «выпрыгивают» из неё. После слов «Опоздавшим места нет!» дети торопятся занять место на «планете». На одной «планете» может поселиться только 2 «ракеты». Кто не успел занять место, становится провожающим и машет руками улетающим «ракетам». Игра повторяется, убирается 1 обруч. В конце игры определяются 2 самые быстрые «ракеты».

В. Теперь я приглашаю вас в космическое путешествие. Для этого предлагаю занять места в ракете. Внимание! Начинаем обратный отсчёт.

Дети (считают). 10, 9, 8…1, 0.

Включается космическая музыка («Blue systems»).

В. Мы с вами в космосе, там невесомость, мы становимся лёгкими как пушинки, наши движения медленные и плавные. Давайте выйдем в открытый космос, посмотреть, что в нём есть необычного. Дети выходят из «ракеты», подходят к выставке детских работ.

В. Что мы видим?

Дети. Летающие тарелки, космические ракеты.

В. На них что-то написано. Это загадки, давайте их отгадаем.

Оно свет на землю льёт

И тепло нам всем даёт.

Что это?

Дети. Солнце.

В. Какое оно?

Дети. Круглое, тёплое, жаркое.

В. Где находится Солнце?

Дети. В космосе, в небе.

В. Зачем нам нужно Солнце? (Ответы детей.) Солнце большое или маленькое? (Ответы детей.) Почему оно кажется маленьким?

Дети. Потому что находится далеко от нас.

В. Вот ещё загадка: чёрная дорожка, усыпана горошком.

Дети. Звёзды.

В. Когда можно увидеть звёзды? Где они находятся? Почему кажутся маленькими? (Ответы детей.)

В. Что ещё есть в космосе?

Дети. Метеоры, метеориты, кометы.

В. Теперь вернёмся в ракету и снимем скафандры. Пора нам обратно на Землю.

Звездочёт предлагает детям подойти к рабочим столам, на которых лежат фрукты и плакат с Солнечной системой. Дети становятся вокруг столов.

Звездочёт. Ребята, вы побывали в космосе и многое увидели. Как мы называем Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него?

Дети. Солнечная система.

Звездочёт. Посмотрите, у меня на столе макет Солнечной системы, но в ней чего-то не хватает?

Дети. Планет.

Звездочёт. Помогите мне составить Солнечную систему. Но она станет необычной: вместо планет будут фрукты, которые нужно подобрать на роль той или иной планеты по размеру и цвету.

В. Давайте узнаем, какой из космонавтов самый сообразительный. Подумайте, какие фрукты подходят по размерам планетам Солнечной системы, и расположите их на нужных орбитах.

Солнце — самый крупный космический объект, какой из фруктов подходит на роль Солнца? (Ответы детей.) Да, грейпфрут.

Угадавший ребёнок берёт грейпфрут и кладёт его на изображение Солнца.

В. Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достаётся лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!»

Как вы думаете, какой фрукт похож на Меркурий? (Ответы детей.) Меркурий — гранат.

Угадавший ребёнок берёт гранат и выкладывает его на орбиту, сравнивая с образцом.

В. В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В тёмных небесах сияешь,

Красотой нас одаряешь.

Как вы думаете, какой фрукт похож на Венеру? (Ответы детей.) Венера — черешня.

Угадавший ребёнок берёт черешню и кладет её на орбиту, сравнивая с образцом.

В. От Солнца третья по счёту планета,

Наша Земля поменьше звезды,

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Земля — слива.

Угадавший ребёнок берёт сливу и кладёт на орбиту, сравнивая с образцом.

В. Марс — таинственная планета,

Она по размеру чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Марс — вишня.

Угадавший ребёнок берёт вишню и кладёт на орбиту, сравнивая с образцом.

В. Юпитер — больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

Юпитер — апельсин.

Угадавший ребёнок берёт апельсин и кладёт на орбиту, сравнивая с образцом.

В. Сатурн — красивая планета

Жёлто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Сатурн — яблоко.

Угадавший ребёнок берёт яблоко и кладёт на орбиту, сравнивая с образцом.

В. Уран — лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие — ночь.

Уран — мандарин.

Угадавший ребёнок берёт мандарин и кладёт на орбиту, сравнивая с образцом.

В. Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть её в телескоп нелегко,

От Солнца по счёту планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Нептун — киви.

Угадавший ребёнок берёт киви и кладёт на орбиту, сравнивая с образцом.

В. Несётся в пространстве далёкий Плутон,

От Солнца лучами едва освещён.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Плутон — виноград.

Угадавший ребёнок берёт виноградинку и кладёт на орбиту, сравнивая с образцом.

В. Давайте посмотрим, на какой по счёту планете от Солнца мы живём?

Дети. На третьей.

В. Как вы думаете, на других планетах кто-нибудь живёт? (Ответы детей.)

В. Давайте представим этих существ и попробуем их изобразить. Я включу музыку, а вы двигайтесь, изображая инопланетян. Когда я скажу: «1, 2, 3», вы замрёте.

Игра «Волшебные превращения»

Дети под музыку свободно расходятся и придумывают себе образ. Ведущий считает: «1, 2, 3». На счёт 3 каждый должен замереть в избранной позе. Прикосновением руки педагог выводит из образа.

В. Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, где мы сегодня были и чего достигли. Возьмите звёздочки, подойдите к доске «Личных побед».

Дети оценивают свои достижения по личностным качествам.

Звездочёт. После длительного путешествия предлагаю вам завтрак для космонавтов и на память о путешествии дарю вам космические раскраски.

 

Литература:

1.Дыбина, О.В. Ребёнок и окружающий мир / О.В. Дыбина. — М.: Мозаика-синтез, 2005.

2.Скоролупова, О.А. Покорение космоса / О.А. Скоролупова. — М: Скипторий, 2003.

3.Шорыгина, Т.А. О космосе / Т.А. Шорыгина. — М.: Книголюб, 2005.

 

К. Седухина, И. Манахова, О. Соляник


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх