Занятие по знакомству детей с жителями Крайнего Севера в старшей группе

Путешествие с детьми в Арктику

Цель: знакомство детей с особенностями Крайнего Севера.

Задачи: отрабатывать у детей дикцию; продолжать работу по обогащению словаря; учить проводить звуковой анализ слова, проставлять ударения; уточнить знания о гласных, твёрдых согласных и мягких согласных звуках; развивать познавательные процессы через использование дидактических игр; формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность.

Материал и оборудование: кинопроектор, компьютер; доска для письма, глобус, «льдинки», воздушный шарик; картинки с изображением животных и макет «Природа Крайнего Севера»; карточки для определения звукового анализа слова; фишки, обозначающие гласные, твёрдые согласные и мягкие согласные звуки; аудиозаписи: песня из мультфильма «Умка», «Песенка о медведях» из кинофильма «Кавказская пленница».

Предварительная работа: организация игры «Спрячь нос, медвежонок», знакомство с книгой «Атлас животного мира».

Ход занятия

Дети заходят в группу.

Воспитатель (В.).

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной кисточкой взмахнёт —

В лесу подснежник расцветёт. (Весна.)

Под музыку демонстрируются слайды весенних пейзажей.

В. Ребята, назовите признаки весны. (Ответы детей.)

Правильно, и у нас сейчас весна: тепло, самое время для путешествий, ярко светит солнышко, весело поют птички, просыпается природа. А где-то далеко, на Севере, сейчас очень холодно. Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие на Крайний Север Земли. (Показывает на глобусе.)

Путешествие наше будет необычным. Вспомните, когда у нас на участке таял снег, что мы с вами делали, чтобы не промочить ноги?

Дети. Прыгали с островка на островок.

В. Вот и сейчас, когда кругом океан, чтобы не промочить ноги и не застудить их в холодной воде, мы с вами очень осторожно, от «льдинки» к «льдинке», будем перемещаться в самую центральную часть Северного Ледовитого океана.

Дети передвигаются по «льдинкам» под песню медведицы из мультфильма «Умка».

На противоположных полюсах земного шара есть пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктида — на крайнем юге, и Арктика — на севере. В этих краях полгода не появляется солнце на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, но лучи у него такие слабые, что почти не греют. Сегодня наш путь лежит в Арктику.

Звучит песенка про медведей, воспитатель открывает макет «Природа Крайнего Севера».

В. Какой вы представляете себе Арктику?

Дети. Там очень холодно.

В. Действительно, там очень суровые зимы с полярными ночами и короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Опасно ли находиться человеку в Арктике?

Дети. Да, там можно замёрзнуть.

В. Верно, там могут находиться только учёные, их доставляют на льдину самолётом. Они изучают местные условия жизни, измеряют температуру воды и воздуха. Отгадайте загадку и скажите, какие явления природы можно наблюдать в Арктике?

Демонстрация тематических слайдов.

Посмотрите на природу Севера, почему там почти нет растений?

Дети. Там нет почвы и слишком холодно.

В. Однако, летом в водах океана появляется много рыбы — камбала, треска, сельдь, морской окунь. Рыбой кормятся тюлени (слайд) — морские животные, которые прекрасно плавают. Детёнышей они вскармливают молоком. Тюлени долго находятся на суше, могут долго дышать воздухом.

Морж (слайд) — крупное морское животное длиной до 4-х метров. У моржей — огромные клыки и толстая кожа. Клыки помогают защищаться, а ласты — хорошо плавать и передвигаться по суше. Морж — очень добродушный и любознательный зверь. Детёныши часто забираются на спину матери, а она, даже при опасности, никогда не бросает малыша. Думаю, вы легко назовёте последнее слово в следующем четверостишии.

Хоть на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветра с водой свежи,

Покрывают пляж… (моржи).

Белый медведь (слайд) — крупное красивое животное, самый большой из медведей. Толстый слой жира и густая тёплая шерсть защищают его от холода. Белый медведь живёт на льдах и островах Северного Ледовитого океана. Он отлично плавает, может часами находиться в ледяной воде. Это хищное животное, свою добычу (моржей, тюленей) чует за много километров (по запаху, который приносит ветер). Белый медведь занесён в Красную книгу.

В. Сейчас я раздам вам конверты, и мы поиграем.

Игра «Собери картинку»

Дети собирают картинки с изображением животных Крайнего Севера.

В. Теперь давайте станем в круг. У меня в руках — шарик, он похож на глобус. А глобус — это макет нашей планеты, к которой мы должны очень бережно относиться. Будем передавать шарик друг другу так, чтобы он не оказался за пределами круга. Сначала держим шарик кончиками пальцев, затем — зажимаем его локтями, в завершение — подбрасываем шарик друг другу.

Предлагаю вместе вспомнить стихотворение о нашей планете Земля.

Давайте будем беречь планету!

Ведь похожей на свете нету.

Развеем над нею тучи и дым.

В обиду её никому не дадим!

Чувствуете, ребята, как на Крайнем Севере холодно?! Думаю, что настала пора возвращаться обратно. Давайте снова с помощью «льдинок» осторожно переправимся в свой родной детский сад.

Под музыку из мультфильма «Умка» дети идут по «льдинкам» и садятся за столы.

В. Ребята, что изображено на картине?

Дети. Белый медведь.

В. Давайте разберём слово «Мишка». Перед вами лежат домики, в которых живут звуки. Давайте вспомним, какие бывают звуки?

Дети. Звуки бывают гласные, твёрдые согласные и мягкие согласные.

В. Что мы знаем про гласные звуки?

Дети. Гласные звуки можно пропеть, протянуть, громко сказать и при этом не мешают ни губы, ни зубы, ни язычок. Мы их обозначаем красными фишками.

В. Назовите мне гласные звуки.

Дети. А, О, У, Ы, Э, И.

В. Что мы можем сказать про согласные звуки?

Дети.

Согласные согласны шелестеть,

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

В. Сколько звуков в слове «Мишка»?

Дети. В слове «Мишка» пять звуков.

В. Правильно, в слове «Мишка» пять звуков. Давайте прочитаем это слово на доске.

Дети читают вместе с воспитателем, который ведёт указкой по буквам на доске.

В. Произнесите слово так, чтобы в нём был хорошо слышен первый звук. Назовите его.

Дети. (У доски.) М-м-мишка. Первый звук в слове «Мишка» — «м». Этот звук мягкий согласный, и мы его обозначаем зелёной фишкой.

В. Назовите второй звук в слове «Мишка».

Дети. Ми-и-ишка. Второй звук в слове «Мишка» — «и». Этот звук гласный, мы его обозначаем красной фишкой.

В. Какой третий звук в слове «Мишка»?

Дети. Миш-ш-шка. Третий звук в слове «Мишка» — «ш». Этот звук только твёрдый согласный, мы его обозначаем синей фишкой.

В. Какой четвёртый звук в слове? (Воспитатель может назвать его сам.)

Дети. Мишк-к-ка. Четвёртый звук «к». Этот звук твёрдый согласный, мы обозначаем его синей фишкой.

В. Назовите последний, пятый звук в слове «Мишка».

Дети. Мишка-а-а. Пятый звук в слове — «а», гласный и мы его обозначаем красной фишкой.

В. Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен ударный звук, обозначьте его.

Дети. Ми-и-ишка, ударный звук «и».

В. А сколько слогов в этом слове?

Дети. В слове «Мишка» два слога.

В. Какое мы знаем правило?

Дети. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

В. Назовите гласные звуки в слове.

Дети. И, А.

Игра «Живые звуки»

В. Сейчас поиграем в игру, в которой заблудился звук.

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался… дом.

Дети. Сом.

Игра «Назовите слова» (со звуком «М»)

В. Вот и закончилось наше путешествие. Где мы побывали сегодня? Каких животных встречали? С какими явлениями природы познакомились? Какое слово разбирали? (Ответы детей.)

Подведение итогов занятия.

О. Аксеновская


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх