Занятие с детьми старшей группы (5—6 лет) «По тропинке лесной»

Задачи занятия с детьми: формировать представления детей о лесе как о сообществе растений, о многоярусности леса, о разнообразии видов леса; уточнить представления детей о строении деревьев, развивать умение сравнивать и узнавать деревья по внешнему виду, определять их возраст; продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений, воспитывать бережное, заботливое отношение к лесу.

Материал: слайды с пейзажами леса; аудиозапись звуков леса; корзинки с древесной корой, еловыми и сосновыми шишками, спилами разных пород деревьев; указатели «березняк», «ельник», «дубрава», «сосновый бор», «смешанный лес».

Ход занятия

Организационная часть.

Воспитатель показывает слайды о лесе.

Воспитатель (В.). Ребята, как вы думаете, куда ведёт эта тропинка? (В лес.) Вы хотите прогуляться по ней и узнать много чудес? (Ответы детей.) Прежде чем попасть в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу. (Ветки не ломать, деревья не качать; ни травинки, ни цветка зря не рвать; не шуметь, не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.)

Основная часть.

В. Вот мы и оказались в лесу (слайды с видами смешанного леса). Давайте поздороваемся с лесом! Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (Свежесть, запах хвои и листвы, тишину, пение птиц, жужжание насекомых…)

Они вас видят, притаились и наблюдают, как же вы будете себя вести в их лесу? Нет, уважаемый Лес, мы пришли к тебе, как друзья! Ребята, как ведут себя в лесу его настоящие друзья? (Не кричат, не пугают животных, птиц, насекомых; не рвут цветы, не ломают ветки растений и т.д.).

Как называется такой лес? (Это смешанный лес). Почему он так называется? В нём растут разные деревья – назовите их.

Какие из деревьев растут в хвойном лесу? А этот лес можно назвать хвойным? Почему нет? В нём есть ещё и лиственные деревья, т.е. все деревья перемешались. Поэтому он называется смешанным.

Какие ещё растения есть в этом лесу? (Кусты, цветы и травы.) Давайте ещё раз прислушаемся к звукам леса.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

В. Ребята, посмотрите, кто-то оставил корзинку. Что в ней? Не грибы и не ягоды… Что это? (Это кора разных деревьев.) Кто мог её нам принести? (Это, наверное, лесник собрал кору с поврежденных деревьев.)

Как вы думаете, для чего дереву нужна кора? (Защищает от пересыхания на солнце, от холода зимой.) У каждого дерева своя кора. Посмотрите, от каких деревьев кора в этой корзине? (Береста от берёзы: её легко узнать по белому цвету. У сосны кора красноватая. Кора дуба очень тёмная и твёрдая. У осины кора светло-серая…)

Почему кора изменяется в толщине? (С каждым годом нарастает новый слой. Чем старше дерево, тем толще кора, а на молодых деревцах это просто кожица.) Для чего леснику надо знать возраст дерева? (Лесник старается сберечь каждое дерево. Старые деревья охраняются заповедниками. А больные спиливают.)

Как узнать, дерево больное или нет? (Листья вянут, засыхают, кора трескается, течёт по стволу сок, под корой много насекомых.)

Кто может помочь больному дереву? (Птицы, муравьи. Дятел. Эту птицу называют санитаром леса. Он уничтожает вредных для дерева насекомых, достаёт их из-под коры. Лесник замазывает трещины в коре, подвязывает надломленные ветки.)

Посмотрите, куда привела нас тропинка? Стало светло и радостно в лесу (слайд берёзовой рощи) В каком лесу мы сейчас? (Это березняк.) Кругом бегают солнечные зайчики… Послушайте, как поют в таком веселом лесу птицы. (Звучит аудиозапись с пением птиц.)

Какие ещё растения растут в березняке? (Травы, цветы – назовите их.)

О берёзах и берёзовых рощах написано много стихотворений, картин. Кто из вас помнит стихотворение или загадку о берёзке? (Ответы детей.)

Обратите внимание на этот указатель: что он обозначает? Дальше тропинка приведёт нас в лес, где растут только одни ели. В каком мы лесу? (Это ельник.) Почему в нём так темно и сыро? (Мало солнечного света проникает через большие еловые ветки.)

Ребята, много ли растений мы найдём в таком лесу? Нет, т.к. большинство растений любит солнечный свет. Но есть растения, которые любят влагу и прячутся под ёлочками. Это мох, грибы, папоротник.

Воспитатель показывает несколько еловых шишек.

В. Что это? Кто их сложил под деревом? (Белочка. Она очень любит еловые семена – это для неё лакомство). Наверное мы спугнули белочку, она не успела собрать все шишки. Ребята, посмотрите, здесь две корзины и шишки в них не одинаковые! Какие это шишки? (Еловые и сосновые.)

Физкультминутка «Соберём шишки»

Помогите белочке собрать эти шишки в корзины. Ищите везде, собирайте всё-всё. Белочка и бельчата будут рады.

Откуда здесь могли оказаться сосновые шишки? (Белка их собирала в другом месте.) Пройдём по тропинке дальше. В каком лесу мы теперь? (Слайд соснового бора.) Какие деревья здесь растут? (Сосны). Как называется такой лес? (Сосновый лес, сосновый бор.) Какой запах в этом лесу? (Запах чистоты, смолы, мха.) Как вам дышится в таком лесу? (Легко и здорово.) Считается, что этот воздух лечебный.

Что вы ощущаете под ногами? (Мягкий мох, много иголок.) Что такое мох? Какой он? Почему мох любит расти в лесу? (Мох растёт в тени деревьев, прячется от солнца.) Для чего он в лесу? Кто любит есть мох? (Олени, лоси, косули.) В сосновом бору светло и сухо.

Дети находят спилы деревьев.

В. Что это? (Это части ствола деревьев – спилы.) Что мы можем рассказать о дереве по его спилу? (По количеству колец можно узнать его возраст.) Можем ли мы узнать, в каких условиях росло это дерево? (Если кольца широкие и ровные, то дерево росло на просторе. А если кольца узкие или неравномерные, значит, это дерево росло в тени.)

Воспитатель предлагает детям придумать интересную историю о дереве.

В. Ребята, какие деревья растут в дубраве? (Дубы). Рассмотрите слайд дубравы и расскажите о ней: много ли там света? Что ещё в ней растёт? Кто любит жить в дубравах?

Ребята, любой лес похож на большой многоэтажный дом, в котором обитает много разных жильцов. Они все нужны друг другу. Как вы это понимаете? (Вместе живут и растения, и звери, и насекомые, и птицы.) Рассмотрите карточку «Этажи леса». Почему так говорят? (Лес похож на многоэтажный дом, в котором живут разные жильцы.) Кто же главный в этом доме? (Главные – все. Растения дают кров и питание насекомым, птицам, зверям.) А животные помогают растениям? (Многие представители животного мира помогают растениям переносить семена, лечат их.) Рассмотрите модель «Цепочка леса» и расскажите, кто чем питается, кто кому помогает выжить. Назовите, кто на кого охотится? Кто от кого прячется и убегает? (Ответы детей.)

Какие опасности могут подстерегать лес? Кто (что) может навредить лесу? (Пожар, насекомые-вредители, браконьеры-охотники и браконьеры-лесорубы.)

Для чего люди рубят лес? (Людям нужны дрова для отопления своего дома, брёвна для строительства домов, лодок. Для строительства кораблей раньше использовали самые красивые высокие и стройные сосны. Они так и назывались – корабельные. Сейчас корабли делают из металла, а дома чаще строят из кирпича и бетона.)

Что сегодня люди умеют делать из дерева? (Мебель, бумагу, игрушки, поделки и др.) Чем ещё важен лес для человека? (Очищает воздух, много даров – грибов, ягод…)

Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес? (Чтобы сберечь хоть немного леса, мы должны бережнее относиться к мебели; экономить бумагу, собирать макулатуру для переработки бумаги и т.д.)

Заключительная часть.

В. Как бы ни было хорошо на лесной тропинке, нам надо возвращаться. Что вам запомнилось из этой прогулки? Что понравилось? (Ответы детей.)

Рассмотрите слайд-плакат «Берегите лес!». О чём предупреждает или просит этот плакат? Почему? Где можно увидеть такой плакат?

Самостоятельно придумайте и нарисуйте плакаты в защиту леса.

Л. Ладутько


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх