Знания детей по ЗОЖ должны быть «живыми»!

Все правила здорового образа жизни должны входить в сознание ребёнка как естественные, приятные и обязательные.

В практику детских садов необоснованно входит «мода» на специальные занятия по ЗОЖ, на которых детям даются абстрактные для них знания, связанные с анатомией и физиологией человека. При этом используются учебные и наглядные пособия (таблицы, макеты), рекомендованные для школ. У детей хорошая память, они запоминают слова, выучивают целые предложения, начинают ими оперировать, не понимая сути. Такой неосмотрительный и неосторожный подход к использованию детских возможностей может нанести вред ребёнку.

Надо так организовать весь быт в детском саду, чтобы дети имели возможность постоянно упражняться в навыках гигиены и самообслуживания и воспринимать их как норму жизни и обязательность. В процессе своей практической деятельности ребёнок должен узнать: зачем и почему надо умываться, чистить зубы, зачем надо спать, делать зарядку, быть на воздухе, не кутаться в сто одёжек; почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть.

Рассуждать о здоровье ребёнок должен научиться не со слов взрослых, а на основе собственного элементарного опыта. Пусть он по-своему расскажет о том, какого человека можно назвать здоровым, что человек должен делать, чтобы быть здоровым, какая пища, одежда, обувь полезны для здоровья. Рассказ ребёнка, построенный на собственных наблюдениях, необыкновенно точен и ярок. Таня (6 лет) рассказывает: «Мы в воскресенье ходили в поход. У всех рюкзаки были, у меня — самый маленький, у папы — самый большой. У дедушки и бабушки тоже были рюкзаки. Дедушка сначала весёлый был, а потом стал отставать. Бабушка ему сказала: «Давай мне твой рюкзак». Она хоть бы что несла два рюкзака. Бабушка выносливее, потому что каждое утро зарядку делает, ходит в магазин с большой сумкой и ещё в спортзале занимается. Я ей помогла нести рюкзак, потому что тоже хочу быть, как бабушка, выносливой».

Ещё один рассказ: «Мы в воскресенье пошли на речку, там был зимний праздник. Было холодно, все были в шубах. Я смотрю, а в проруби — моя бабушка. Я испугалась, думала, она замёрзла, а она улыбается. Это называется закаливанием. Я теперь понимаю, почему бабушка ни-ког-да не болеет! Она поэтому всегда добрая и весёлая».

Без спешки, нравоучений и назиданий, но основательно необходимо продумать организацию всех режимных моментов, где каждый ребёнок — активный деятель, а воспитатель — пытливый наблюдатель, помощник, советчик. Знания и требования к самостоятельности детей в гигиене и в отношении к своему здоровью усложняются постепенно. Важно, чтобы они были одинаковыми в дошкольном учреждении и в семье. И пусть будет на десять практических ситуаций для ребёнка одно слово взрослого, а не наоборот! Тогда ребёнок будет приобретать практический опыт, а слово взрослого — по-настоящему значимым.

В. Шишкина


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх