Комплексное занятие по слушанию симфонической картины А. Лядова «Кикимора»

Программное содержание:

1. Воспитывать любовь детей к классической музыке, развивать художественный вкус.

2. Обогащать музыкальный опыт детей в процессе слушания музыки.

3. Развивать музыкальные способности детей.

4. Учить оценивать музыкальное произведение: жанр, характер, настроение, средства музыкальной выразительности.

5. Учить овладевать музыкальными терминами, расширять представления о жанрах.

6. Развивать у детей активность в сочинении различных импровизаций через движение, слушание.

7. Знакомить с новыми музыкальными инструментами: челеста, английский рожок, флейта-пикколо.

Оборудование: портрет композитора А.К. Лядова, аудиозаписи произведений А.К. Лядова, иллюстрация к музыкальной пьесе «Кикимора», иллюстрации музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Предварительная работа: прослушивание симфонической картины А.К. Лядова «Кикимора». Драматизация сказки «Кикимора».

Ход занятия

Музыкальный руководитель (М.р.) (приветствует детей). Двери нашей музыкальной гостиной открыты для вас, ребята. Посмотрите, сколько уже гостей и слушателей здесь собралось, поприветствуйте их.

А мы с вами продолжим наше путешествие в мир сказок.

В этом зале ожидают

Вас, ребята, чудеса,

Слышите, как оживают

Разных сказок голоса?

Какие же музыкальные пьесы на тему «Сказка в музыке» мы с вами слушали? («Баба-яга» композитора П. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Золушка» С. Прокофьева, «Кикимора» А. Лядова.)

Правильно, а в чьем исполнении вы слушали пьесу «Кикимора»? (В исполнении оркестра.)

А какие инструменты симфонического оркестра вы можете мне назвать? (Ответы детей.)

Ну что ж, ребята, пришло время нам отправиться в путешествие… Так как путь туда очень долгий, полетим мы на ковре-самолете, так что располагайтесь поудобнее. А путешествие наше будет нелегкое, ведь летим мы к кудеснику в горы, где живет одинокая и злая Кикимора.

Воспитатель (В.). Живет, растет Кикимора у Кудесника в горах, с утра до вечера тешит ее своими сказками кот Баюн. С вечера до бела света качает Кикимору в хрустальной колыбельке. Ровно через 7 лет вырастет Кикимора. Тонешенька, черным-чернешенька, голова малым-малешенька, с наперсточек, а туловище, не сказать, с соломинку. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера, шипит Кикимора с вечера до полуночи, с полуночи до бела дня. Прядет свою кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на весь белый свет

М. р. Вы обратили внимание, дети, сколько в пересказе народных выражений? Тонешенька, чернешенька… Речь становится похожей на музыку.

А давайте вспомним, каков общий характер этой музыкальной пьесы? (Сказочный, мрачный, таинственный, настороженный, загадочный, тяжелый, сумрачный.)

Давайте послушаем первую часть пьесы и обратим внимание, как инструменты помогают раскрыть этот характер. (Включает запись и продолжает рассказ.)

…Мрачно, тихо, настороженно звучит музыка в исполнении низких струнных — виолончелей и контрабасов. На их струны надеты специальные гребешки, чтобы звук был еще глуше, не таким ярким. Это мрачные горы изобразил композитор. А вот прокатилось эхо — это литавры, а за ними фаготы и кларнеты.

Тихо в горах…

Затем вступили скрипки и английский рожок — это кот Баюн рассказывает свою заморскую сказку, но не договорил ее, из колыбельки высунула черненькую головку Кикимора — ее исполнила флейта-пикколо — самая маленькая флейточка в оркестре. Она звучит напряженно, настораживающе, раздирающе. А чтобы показать ее более капризной и злой, ее поддерживают медные инструменты (трубы, валторны). Дребезжаще и въедливо звучит музыка… Но вот снова зазвучала успокаивающая мелодия кота Баюна. Замурлыкал дальше он свою песенку.

М. р. Что вам она напоминает? (Колыбельную.)

Правильно, тема кота Баюна написана в жанре колыбельной. А Кикимора снова дразнится, вертит своей головой. Подразнилась и спряталась. Глухо отозвались горы, и вдруг мы слышим нежный, светлый звук или звон. Это образ хрустальной колыбельки, а исполняет эту тему инструмент челеста. И опять тема Кикиморы. Ее исполняют то медные трубы, то мертвое щелканье ксилофонов.

Вторая часть рисует нам образ взрослой Кикиморы. Настроение этой части злобное, стремительное, угрожающее, въедливое.

Музыка звучит яростно и сокрушающе, будто лавина чего-то ужасного, страшного, неизбежного обрушивается на вас, не давая вам передышки. Кикимора как бы готова уничтожить все живое.

После прослушивания сравниваются первая и вторая части произведения.

В. Ребята, давайте вернемся в нашу гостиную и рассмотрим картинку, где изображена Кикимора. Посмотрите, какими темными красками нарисовал ее художник. Он использовал краски для показа характера этого образа, так же, как композитор — выразительные средства (динамику, темп, звуки различных инструментов).

А при помощи чего можно изобразить танец? (При помощи движений.)

Давайте пофантазируем и с помощью движений изобразим танец безжалостной, злой, капризной Кикиморы.

Звучит музыка второй части. Танец-импровизация в исполнении детей.

М. р. Ребята, а какая музыка может помочь Кикиморе стать добрее, развеселить ее? (Музыка веселая, светлая, радостная и т. д.)

Музыкальный руководитель играет на фортепиано отрывок из песни «Добрый жук», муз. Спадавеккиа.

М. р. Какое настроение у этой песенки, из какой она сказки? (Ответы детей.)

Дети исполняют песню-танец.

М. р. Что еще мы можем сделать красивого и приятного для Кикиморы? Может быть, эта музыка тоже поможет ей стать лучше?

Дети узнают по фрагменту пьесу Д. Шостаковича «Музыкальная шкатулка», определяют ее характер, исполняют ее на инструментах (хрустальные стаканчики, колокольчики, «шуршунчики», металлофоны).

В. Мне так понравилось быть дирижером в оркестре, можно, я буду в вашей игре главной Хохотуньей?

Воспитатель предлагает детям поиграть в веселую игру «Хохотунья».

М. р. Все было весело и чудесно, но это еще не все, что мы можем сделать для Кикиморы. Я предлагаю сделать для Кикиморы сюрприз. Давайте украсим ее наряд и скажем ей самые добрые и нежные слова.

Половина детей говорит для Кикиморы добрые слова, а другие дети делают аппликацию на платье Кикиморы.

В. Давайте придумаем для Кикиморы сказку с добрым концом.

Дети рассказывают придуманные сказки.

М. р. Я сейчас, ребята, подумала, может, это вовсе не Кикимора, а заколдованная красавица-принцесса?

Но это уже другая сказка, и встреча с ней состоится в следующий раз.

До встречи в нашей музыкальной гостиной.

Худолеева Т., Бикац Г.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх