Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников

Роль и возможности общения как в образовательном, так и в процессах интеллектуального и психического развития дошкольников огромны. Общение позволяет ребёнку, через сравнение себя со сверстниками, выработать самооценку, найти своё место, что весьма часто бывает одной их главных проблем личности. Ведь коммуникабельность — одна из составляющих успешности. Навыки поведения начинают формироваться в раннем возрасте. Большое влияние на них оказывают:

  • семья, в которой ребёнок получает первые уроки общения, взаимоотношений;
  • сверстники (на улице, в детском саду, школе, вузе);
  • средства массовой информации (кино, телевидение, радио, уличная реклама и др.);
  • авторитетный взрослый (мать, отец, брат, друг).

Поведение зависит от суммы накопленных знаний, которые каждая личность пропускает через своё сознание. А оно, в свою очередь, определяет способ поведения.

Большую роль в выборе способа поведения, манеры общения дошкольников играют воспитатели. Педагоги должны обладать качествами, которые, безусловно, влияют на результат обучения:

  • профессиональные знания и умения;
  • знание достижений педагогики и психологии, теории и практики, сопряжённых с комплексом личностных человеческих качеств;
  • перцептивные способности, дающие возможность воспринимать и понимать внутренний мир воспитанника, по малейшим признакам угадывать его состояние и намерения, даже скрываемые, маскируемые;
  • конструктивные способности, позволяющие эффективно решать поставленные задачи, видеть перспективы, темп развития ребёнка, использование широкого спектра педагогических воздействий, нестандартного и актуального материала;

Для того, чтобы влиять на формирование личности дошкольника, педагог должен уметь среди смен его настроений и различных проявлений характера, распознать лучшие для последующего закрепления, худшие — для нейтрализации в процессе восприятия музыки. Восприятие музыки преображает человека, ведь каждый одну и ту же музыку чувствует по-разному. Можно сказать, что восприятие музыки носит личностно значимый смысл, который зависит от многих причин:

  • личного жизненного опыта;
  • уровня развития образного мышления;
  • уровня развития ситуативного мышления;
  • общей культуры восприятия;
  • уровня развития устойчивого внимания, таких его характеристик, как концентрированность и распределённость, переключаемость и др.;
  • различных видов памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной и др.);
  • музыкальной подготовки (сформированности понятий о средствах музыкальной выразительности);
  • склада нервной системы, т. е. темперамента.

Важность и главная ценность музыки как вида искусства в том, что через её восприятие человек познает себя. Как считает искусствовед Т.В. Чередниченко, «музыка превратила наше внутреннее бытие в предмет созерцания, «открыла» нас для нас самих». Именно поэтому, воспринимая музыку, ребёнок может испытать те чувства, которые не всегда удобно выставлять напоказ, посредством музыки может приблизиться к пониманию чувств, которые он ещё не испытывал в жизни, но которые уже готовы к пробуждению, однако пока невостребованны. Развивать музыкальные способности своего ребенка следует уже с детства. Музыкой можно заниматься и у себя дома.

Проявления восприятия музыки могут быть различными:

  • внутреннее подпевание, вызывающее непроизвольное движение голосовых связок, настраивание дыхания к мелодической линии произведения;
  • покачивание головой, движения пальцев рук или ног, тактирование рукой или ногой;
  • изменение мимики (напряжение или расслабление определённых мышц);
  • подвижность глазных яблок, слезы, улыбка (при слушании с закрытыми глазами).

Эти и другие проявления восприятия музыки необходимо использовать в своей работе педагогу (музыкальному руководителю, психологу).

Очень важно музыкальному руководителю определить, какое музыкальное сознание формируется у дошкольника:

  • коммуникативное, которое отличает дошкольника желанием получать музыкальную информацию и передавать её музыкальным языком;
  • рефлексивное, которое отличает ребёнка желанием не только получать и воспринимать музыкальную информацию, но и наделять её личностным смыслом.

Как известно, слушать музыку — ещё не значит воспринимать её. Способность к восприятию музыки можно и нужно развивать у дошкольника как на музыкальных занятиях, так и при индивидуальной работе по развитию музыкальных способностей.

Ценность умения воспринимать музыку в том, что ребёнок чувствует произведение по-своему, обращаясь к своему внутреннему миру, в котором безоговорочно доверяет эмоциям. Музыка не требует от ребёнка жизненного опыта и его подтверждения, весь арсенал её средств является для юного слушателя откровением и, возможно, истиной. Ребёнок воспринимает через музыку духовность и учится принимать её.

Работая индивидуально с дошкольником, педагог имеет много возможностей для раскрытия его личностных качеств. На индивидуальном занятии музыкальный руководитель предлагает музыку для восприятия, которая не только приятна ребёнку, но и успокаивает, расслабляет и т. д. При разборе музыкального произведения необходимо обращать внимание на яркость мелодической линии, изобразительные и выразительные, образные музыкальные средства, прививать тем самым любовь к музыке. При необходимости педагог может рекомендовать родителям музыку, которая будет полезна ребёнку в различных ситуациях.

Музыку можно и нужно использовать на всех этапах развития ребёнка как воспитательное средство, как средство общения, средство, которое даёт возможность почувствовать красоту и гармонию не только музыкального искусства, но и всего мира.

А. Битус


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх