Музыкально-дидактические игры с дошкольниками

Музыкально-дидактическая игра для детей младшей группы

Подарок на день рождения

(на закрепление знакомого музыкального материала, развитие музыкальной памяти)

Цель: развитие умение самостоятельно исполнять знакомый музыкальный материал разным количественным составом.

Материал и оборудование: фланелеграф, сюжет лесной полянки, теремок, зайчик, карман, карточки по сюжетам музыкального материала.

Ход игры

Музыкальный руководитель предлагает детям сходить в гости к зайчику (лисичке, белочке, медвежонку, ёжику), обращая внимание на то, что у зайчика день рождения и его надо поздравить.

Показывает игру с сюжетом лесной полянки. На полянке стоит теремок, в окне — зайчик. Внизу на полянке находится карман для вставки карточек по сюжетам музыкального материала.

Дети сами подбирают карточки со знакомым сюжетным материалом, вставляют в кармашек и исполняют музыкальный материал, т.е. поздравляют зайчика с днём рождения музыкальными подарками. Исполняют музыкальный материал не все сразу, а по группам.

Музыкально-дидактические игры для детей средней группы

Вверх-вниз

(на развитие мелодического слуха, определение направления мелодии снизу вверх и сверху вниз)

Цель: развитие умения различать на слух звучание мелодии от низкого звука к высокому и наоборот, пропевая звукоряд из пяти звуков в нисходящем и восходящем порядке.

Материал и оборудование: фланелеграф, сюжет лесной полянки, дерево, белочка, грибок.

Ход игры

Музыкальный руководитель выкладывает на фланелеграфе сюжет лесной полянки и говорит: «Белочка запасает на зиму грибы. Она скачет вверх и вниз и поёт песенку: «Вот скачу я вверх!» (Передвигает белочку с грибочком вверх на дерево.) «Вот скачу я вниз!» (Передвигает белочку вниз на травку.)

Педагог играет мелодию песни, просит детей отгадать: «Белочка поскакала за грибочком. Куда она скачет: вниз или вверх?».

Дети определяют направление мелодии, самостоятельно передвигая белочку на фланелеграфе.

Для игры можно использовать другие карточки: божья коровка (ползет по дереву или цветочку вверх или вниз), птичка (летит вниз на травку или летит вверх на ветку дерева).

Музыкально-дидактические игры для детей старшей группы

Музыкальный паровозик

(на знакомство с новым музыкальным материалом, закрепление уже знакомого, развитие музыкальной памяти, творческих способностей в вокальной деятельности)

Цель: формирование умения придумывать мелодии разного характера на стихотворные строчки, помнить и исполнять артистично знакомый музыкальный материал.

Материал и оборудование: фланелеграф, карточки паровоза с вагончиками, карточки по сюжету музыкального материала.

Ход игры

На фланелеграфе расположена карточка паровоза с вагончиками. В каждом вагончик вставлена карточка по сюжету музыкального материала. Перед паровозом на стульчике сидит ребёнок-машинист и держит в руках руль.

Музыкальный руководитель говорит, что сегодня в гости к ребятам торопится музыкальный паровозик с песенками, танцами, музыкальными играми. Ведёт его машинист, который очень любит петь разные песни. Давайте послушаем, с какой песенкой едет к нам паровозик. Ребёнок-машинист придумывает мелодию на заранее выученные стихотворные строчки:

Паровоз по рельсам я веду

И ребятам песенки везу!

Вот в вагонах песенки сидят,

И в окошко песенки глядят!

Машинист вставляет в первый вагончик карточку. Музыкальный руководитель предлагает посмотреть на неё в первом вагоне. Если сюжет карточки знаком, дети исполняют известный музыкальный материал, если нет — знакомятся с новым.

Как стучит сердечко?

(на развитие ритмического слуха, чувства ритма, закрепление знания длительности музыкальных звуков)

Цель: развитие умения самостоятельно выкладывать ритмический рисунок из звуков разной длительности, пропевая его; закрепление знаний детей о длительностях музыкальных звуков через игровую ситуацию.

Материал и оборудование: фланелеграф, цветное сердечко, кружочки.

Ход игры

Музыкальный руководитель говорит, что у каждого человека есть сердце, и стучит оно у всех по-разному. Предлагает детям приложить ладошку к сердцу и послушать, как оно стучит. Рассказывает, что сердце не просто стучит, а будто поёт песенку.

После этого выкладывает на фланелеграфе цветное сердечко, рядом — ритмический рисунок из кружочков и говорит: «Моё сердечко поёт вот так!». Пропевает ритмический рисунок: «тук-тук». Игровой момент продолжают дети.

Ребёнок берёт цветное сердечко, выкладывает его на фланелеграфе, рядом из кружочков — ритмический рисунок и говорит: «Моё сердечко поёт вот так!». Пропевает ритмический рисунок.

Эту игру можно применить после того, как дети поиграли или потанцевали. Тогда взрослый говорит: «Послушайте, радуется ваше сердечко весёлому танцу? Какую песенку оно поёт: весёлую или грустную?».

Музыкальный кроссворд

Цель: развитие умения анализировать любое музыкальное произведение по звучанию, расшифровывая и используя в игровом сюжете музыкальные термины: «солист-музыкант», «оркестр», «солист-вокалист», «хор», «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «вокально-инструментальная музыка»; закрепление знания музыкальных жанров: колыбельная, танец, марш; обогащать словарный запас детей эпитетами.

Материал и оборудование: фланелеграф, кроссворд для взрослых, карточки для кроссворда, разноцветные квадратики.

Ход игры

Музыкальный руководитель показывает детям кроссворд для взрослых, объясняет, как его отгадывать. После этого предлагает детям составить свой музыкальный кроссворд. Дети вместе со взрослым рассматривают карточки для кроссворда, вспоминая музыкальные термины.

Педагог предлагает послушать музыкальное произведение и проанализировать его через игру. Дети выкладывают на фланелеграфе карточками форму кроссворда. Например, прозвучало произведение С. Рахманинова «Полька». Дети выкладывают карточки, обозначающие следующие термины: «инструментальная музыка», «музыка танцевального жанра», «исполнял оркестр». Затем характеризуют звучание музыки, называя прилагательные, продолжая выкладывать кроссворд разноцветными квадратиками. Каждый ребенок называет одно прилагательное, выставляя один цветной квадратик.

Для того чтобы играть в эту игру, дети должны хорошо усвоить все музыкальные термины. Игра может проводиться по всем видам музыкальной деятельности, но особенно она актуальна для слушания музыки.

Н. Андреева


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх