Музыкальное занятие с младшими дошкольниками «Его величество пианино»

Цель: привлечь внимание малышей к музыкальному инструменту — пианино; заинтересовать и удивить разнообразием  звучания, его возможностями. Накапливать опыт музыкальных впечатлений; развивать внимание, творческое воображение, певческие и ритмические навыки; активизировать детей в пляске; создавать радостное настроение через положительные эмоции.

Оборудование: пианино; красивая композиция цветов; ширма; нарядный сарафан и косынка для Матрёшки; мешочек с расписными деревянными ложками; корзинка с разноцветными платочками (из немнущейся ткани).

Ход занятия

В зале по большому кругу расставлены стульчики. Вместе с воспитателем и его помощником малыши стучатся в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель (М.р.) (открывая дверь). Кто стучится в дверь ко мне?

Воспитатель (В.). Это мы — малыши!

М.р. (с улыбкой).

Заходите, заходите, дорогие малыши,

Рада встрече с вами

Я от всей души!

Дети приветливо здороваются.

М.р. Смотрите, дети, какой у нас большой и красивый музыкальный зал! Нравится? (Дети рассматривают зал.) А музыка здесь будет звучать какая! (Музыкальный руководитель подводит детей к фортепиано. Инструмент закрыт.) Красивая, волшебная, чудесная музыка! Кто знает, как этот инструмент называется? Это пианино. (Уточняет название.) Тук-тук, тук-тук! (Стучит по закрытой крышке.) Музыка, проснись! Музыка, покажись! К тебе в гости пришли наши малыши! (Открывает крышку пианино.) Вот оно — наше волшебное пианино! Смотрите, как много у него клавишей — и белых, и чёрных! Есть звуки высокие, которые поют, как птички (музыкальный руководитель играет на клавишах, иллюстрирует пение птиц). А есть звуки низкие, которые рычат, как медведь (иллюстрирует эти звуки). Могу на пианино сыграть музыкальную лесенку вверх (играет), могу её сыграть вниз (играет). Помните, как «вверх-вниз» на металлофоне играл Петрушка, а котик и собачка ходили по ступенькам? Сначала Петрушка вас учил, потом вы его. И всем нам было смешно и забавно! А помните, как «вверх-вниз» я играла на аккордеоне?

А вот весело мяукает котёнок, вот он мяукает грустно (играет звукосочетания). Вот звонко лает собачка, а вот она лает жалобно, тревожно (музыкальный руководитель играет на пианино эти звуки, иллюстрирует их).

Воспитатель и дети просят музыкального руководителя изобразить другие «музыкальные картинки» с предыдущих занятий: как сигналили машины — большая и малая; как на дерево взбирались испуганные коты, а потом потешно спускались вниз. Малыши удивляются звучанию нового инструмента, его возможностям «разговаривать» музыкальными звуками.

М.р. А сейчас — песенка! Постарайтесь, дети, её угадать! (На фортепиано исполняется песня «Машина», авторы — А. Найдёнова и Т. Попатенко (см. занятие 4). Дети узнают её.) А эта песенка про кого? (Исполняется песня «Кошка», авторы Н. Френкель и А. Александров (см. занятие 5). Дети тоже узнают песенку.) Вот какие вы молодцы! Вижу — подросли наши малыши! Давайте, ребятки, с этими песенками поиграем. Для этого я вам что-то интересное расскажу.

М.р. Представьте, будто по улице едет автобус. Шофёр сигналит, гудит — би-би-би, би-би-би! В автобусе едут братик и сестричка. Они думают про свою кошку Мурку, как она утром жалобно просила кушать — мяу-у-у, мяу-у-у-у. А автобус едет всё дальше, гудит, гудит — би-би-би! Дети смотрят в окно. Братик и сестричка вспоминают, как бабушка налила на блюдечко Мурке молочко и как киска лизала его язычком. Было так интересно! «Хорошая у нас бабушка, и Мурка тоже хорошая», — подумали дети. Ну как, понравился рассказ?

А теперь давайте с песенками играть! Сначала вы будете весело петь про машину, а я вам буду помогать, потом я грустно и жалобно буду петь про киску, а вы — мне помогать. Потом — про машину, затем снова про киску. Получится очень интересно! Постараемся? Будем думать и внимательно слушать волшебное пианино. И не будем спешить.

Дети с воспитателем исполняют первый куплет песни «Машина». После слов «би-би-би…» музыкальный руководитель их останавливает и  исполняет первый куплет песни «Кошка». Дети с воспитателем исполняют второй куплет своей песенки «Машина». Затем музыкальный руководитель исполняет второй куплет  песенки «Кошка».

М.р. Вот как интересно мы с вами поиграли с хорошими, добрыми песенками! Их музыкальные звуки, весёлые и грустные, подружились, как наши дети. Правда?

Музыкальный руководитель просит малышей сесть на стульчики, стоящие по кругу. Обращает внимание на круг, в котором они сидят.

М.р. (обращается к воспитателю). Вам не трудно сегодня превратиться в весёлую Матрёшку, чтобы под звуки волшебного пианино повеселить наших детей?

В. Совсем не трудно. Я это сделаю с большим удовольствием. Будет вам Матрёшка! (Воспитатель прячется за ширму.)

М.р. Дорогие мои дружочки! Закройте-ка глазки. Считаем до пяти. И, пожалуйста, — не подглядывать! (Дети считают не спеша. Воспитатель быстро перевоплощается в Матрёшку. Появляется с ярким мешочком, в котором лежат расписные деревянные ложки.) А теперь можно открыть глаза.

Матрёшка. Вот и я, весёлая Матрёшка! Нравлюсь вам? Красивая? (Пританцовывает под мелодию белорусской народной музыки.)

В гости к вам, соколики, пришла

И подарок славный принесла!

Подарок мой вас удивит

И обязательно развеселит!

Показать? Покажу! (Вынимает две красочно расписанные ложки.) Нравятся ложечки? (Вертит их перед собой.) Точно из сказки. А играют они как! Хотите услышать? Сейчас услышите. Музыка! (Даёт знак музыкальному руководителю.)

Упражнение первое.

На фортепиано звучит народная мелодия «Как у наших у ворот». Она уже знакома детям. Матрёшка садится на стульчик в общий кружок и негромко воспроизводит ложками ритмический рисунок народной песни. Первые две музыкальные фразы «играет» четвертными нотами (8 раз), третью и четвёртую — восьмыми нотами (16 раз).

М.р. Понравилось? Хотите с ложечками-говорушечками поиграть? Получайте их. (Раздаёт детям по две ложки.)

Матрёшка (приговаривает). Ложками, соколики, не стучите. Полюбуйтесь ложечками, рассмотрите их. (Дети рассматривают ложки с орнаментом.)

М.р. Дети, а теперь давайте тихонечко постучим ложками. (Стучат. На фортепиано — высокий регистр.) За спинку ложки спрячем — немножко помолчим. (Дети прячут ложки. На фортепиано — низкий регистр.) Где же ваши ложки?

Дети (показывают). Вот они!

Игра повторяется. Дальше в игре принимает участие помощник воспитателя.

М.р. А сейчас будем на ложках играть,

На Матрёшку смотреть,музыку повторять!

Старайтесь, дети. Слушайте музыку!

Матрёшка. Будем играть тихонько, чтобы пианино на нас не обиделось. Ведь оно у нас здесь — главное! Любит, когда его слушают! (Повторяется упражнение, сыгранное Матрёшкой вначале.)

Упражнение второе.

Первые две музыкальные фразы Матрёшка «играет» четвертными нотами (8 раз). Третью и четвёртую музыкальные фразы «играют» дети восьмыми нотами (16 раз).

Упражнение повторяется. Возможен вариант смены ролями.

Музыкальный руководитель при этом первую и вторую музыкальные фразы исполняет на фортепиано в первой октаве, третью и четвёртую (несколько ускоренно) — во второй октаве.

Упражнение третье.

Дети с ложками прячутся за свои стульчики — приседают. «Играют» четвертными нотами. Потом встают и продолжают «играть» восьмыми нотами. Матрёшка активно им подыгрывает.

Упражнение повторяется.

Упражнение четвёртое.

Дети стоят перед стульчиками. Маршируют и играют вместе с Матрёшкой четвертными нотами. Затем, «играя» восьмыми нотами, один раз легко обегают свой стульчик. В конце музыка замедляется, все садятся на стульчик. Упражнение повторяется.

Меняя характер и темп мелодии, музыкальный руководитель помогает малышам исполнять упражнения.

Матрёшка. Хорошо играли — меня развлекали!

М.р. Молодцы, дети! Научились на ложках «играть» и пианино не обидели. Музыку слушали, играли в лад!

Матрёшка. Соберу я чудо-ложечки в свой мешочек и вам, соколики, их подарю. На других занятиях опять с ними поиграете.

М.р. Спасибо, Матрёшка. Обязательно поиграем. А чем ещё ты нас удивишь и порадуешь?

Матрёшка. Есть, мои хорошие, для вас ещё сюрприз. Сейчас покажу. (Из-за ширмы выносит корзину с платочками.) В моей корзине — разноцветные платочки. Хотите с ними поплясать? (Достаёт один платочек.) А-я-яй! Запылились маленечко… Надо бы их освежить, постирать.

М.р. Не беда! С платочками мы поиграем — аккуратно постираем. Постираем, посушим, а потом и поутюжим, пляску заведём и попляшем, и споём. Хотите? (Матрёшка ставит в центре зала корзину с платочками.) Возьмите, дети, платочек и станьте перед своим стульчиком. (В пляске участвует помощник воспитателя. Музыкальный руководитель обращает внимание на красивый, ровный кружок, в котором стоят дети.) Матрёшка, научи детей дружно и весело под музыку трудиться!

Матрёшка. Научу!

М.р. А моя песенка про маминых помощников вместе с волшебным пианино вам поможет танцевать.

Звучит известная репертуарная песенка-игра «Помощники» (в исполнении взрослых).

1. Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрём.

(Дети «стирают», наклоняясь вперёд.)

Вот так, вот так —

Крепко, крепко их потрём.

2. А потом повыжимаем,

Хорошенько отожмём.

(Отжимают.)

Вот так, вот так —

Хорошенько отожмём.

3. А потом мы их просушим

Под весёлым ветерком.

(Держат платочек за два уголочка и, помахивая им, кружатся вокруг себя — «сушат платочки».)

Вот так, вот так —

Под весёлым ветерком.

4. А потом мы их погладим

Нашим детским утюжком.

(Разложив платочек на ладошке, дети кулачком другой руки ритмичными движениями как бы гладят его.)

Вот так, вот так —

Нашим детским утюжком.

Между куплетами следуют паузы, во время которых готовятся платочки к следующему куплету.

Матрёшка. Мы старались, мы трудились! Какие чистые платочки получились! Правда? (Дети с радостью соглашаются.)

М.р. Давайте с ними попляшем.

На фортепиано музыкальный руководитель играет народный танец «Калинка». Дети берут платочек за один уголочек. Бегут за Матрёшкой по кругу. На повторение мелодии поворачиваются и бегут в другую сторону. На проигрыш — лицом к центру, свободно выбрасывают ножки, размахивая платочком. На повторение проигрыша кружатся вокруг себя частым топающим шагом. Пляска повторяется. Перед определёнными движениями платочек перекладывается в другую руку. В конце, высоко подняв платочек, дети кланяются.

М.р. Вот и повеселились. Спасибо, Матрёшка, за красивые платочки!

Матрёшка. А я поклонюсь волшебному пианино за его хорошую, весёлую и волшебную музыку! (Дети держат платочки за два уголочка. Прикладывая платочек к платочку, Матрёшка их быстро собирает и укладывает в корзину. Помощник воспитателя ей помогает.) Платочки тоже вам дарю, чтобы с ними танцевали и меня, Матрёшку, вспоминали.

М.р. Спасибо, Матрёшка, что пришла к нам в гости и красивые подарки принесла! Пора тебе превращаться в нашу любимую воспитательницу.

Матрёшка. Бегу, бегу! Спешу, спешу! (Прячется за ширмой. В это время музыкальный руководитель просит детей подойти к пианино.)

М.р. Дети, вам понравилось в музыкальном зале? Что вам понравилось больше всего? (Все вместе рассуждают. Из-за ширмы выходит воспитатель.)

Воспитатель (дополняет ответы детей). А ещё нам понравилось волшебное пианино. Оно подарило нам много красивой и доброй музыки. Правда, дети? Спасибо за этот подарок. Ты, музыка, хорошая. Мы тебя любим и ждём. (Дети повторяют.)

Музыкальный руководитель закрывает крышку пианино, тепло прощается с малышами и взрослыми.

М.р. Приходите, дорогие,

В музыкальный зал опять,

Вместе с музыкой волшебной

Будем петь и танцевать.

Дети (дружно).

Будем весело плясать,

Петь, играть и танцевать,

Слушать звуков чудо-краски,

Чтобы вновь попасть нам в сказку.

Ольга Волох


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх