Музыкальное занятие в старшей группе «Играй, дудочка»

Цель музыкального занятия: закрепить знания о жанровой музыке;

помочь детям проявить свои творческие задатки в песенном творчестве, самостоятельно, активно пользоваться знакомым музыкальным инструментом; весело выполнять игровые пальчиковые движения; продолжать развивать ритмический слух во время игры на музыкальных инструментах; учить составлять мелодии к знакомым стихам в разных жанрах.

Ход занятия

Музыкальный руководитель (М.р.). Дети, идите ко мне и покажите свои веселые глазки. Я вижу, что вам хочется сегодня повеселиться. Давайте с вами попутешествуем.

(В этот момент в зал входят Валера и Данила. Они держат в руках дудочку. Крутят, верьте ее, о чем-то спорят.)

Валера. Я тебе говорил, что ничего не получится. Я уже и так ее держал и так (показывает). Она все равно не играет.

Данила. А я говорю, она должна играть. Надо только слова сказать: «Ну, так играй же, дудочка, чтобы было слышно!» (К Валере.) Вот теперь играй!

Валера (дует). Да не играет это дудка! Сколько уже можно дуть в нее.

М.р. Подождите, дорогие! Хватит спорить, кто вы такие, в чем дело?

(Валера и Данила здороваются, называют свои имена.)

Валера. Дело вот в чем: нашли мы вот эту дудку.

Данила. Да, нашли ее на поляне.

Валера. Захотели на ней поиграть.

Данила. Очень хотим слышать как она звучит.

Валера. Мы ее держали и так (показывает) и эдак (показывает), но она не играет.

Данила. Совсем не играет! А дудка должна играть.

М.р. А она у вас и не заиграет! Знаете, почему?

Валера и Данила (вместе). Нет, не знаем!

М.р. Дети, ответьте, пожалуйста, чтобы хорошо играть на инструменте, что нужно знать? (Ответы детей.)

М.р. Вот что нужно знать — ноты!

Валера. А что это такое ноты?

Данила. Да мы же их никогда не видели, не держали, не играли с ними!

М.р. Ну, если вам очень хочется познакомиться с ними, изучить их, нужно идти в музыкальную страну, страну нот и звуков.

Валера. Вот здорово! Тогда пойдем скорее!

Данила. Ой, как хочется скорее встретиться с нотами!

М.р. Чтобы быстрее дойти до этой страны, нужно, чтобы музыка звучала весь наш путь.

Валера. Дети, поможете? (Ответы детей.)

М.р. Если дети будут весь путь петь, тогда пошли. Вот прямо от нашего сада начинается тропа. По ней и пойдем, да еще и веселую полечку будем напевать.

М.р. Вот и закончилась дорожка. Представьте себе, что перед нами великое море. Через это море мы поплывем на кораблях. Будем покачиваться, как на волнах, будто бы танцевать вальс. Осторожно по трапу заходите, каждый на свой корабль. (Дети идут, приставляя ногу к ноге, руки вытянуты в стороны).

М.р. Посмотрите в бинокли, в какую сторону нам плыть (смотрят). Вспомните стихотворение о корабле:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутые парусах.

(Дети повторяют стихотворение с движениями.)

М.р. Вот на это стихотворение сложим мелодию в ритме вальса, тогда наш кораблик сразу поплывет по волнам.

Песенное творчество детей.

М.р. Доплыл наш корабль к берегу, все выходите.

(Дети выходят таким же шагом, которым заходили на корабль.)

М.р. Вот это — музыкальная страна, где живут музыкальные инструменты, ноты, звуки. А может это и не музыкальная страна. Давайте послушаем. Если услышим пение птиц, значит пришли правильно. (Имитация голосов птиц через свист детей.)

Валера. Я слышу, слышу, как красиво поют птицы!

Данила. И я слышу!

М.р. Да, в этой стране все поют, так и хочется танцевать.

Валера. Ой, нет, мои ноги устали. Они хотят немного отдохнуть.

М.р. Ну что ж, ноги не могут танцевать, тогда будут танцевать пальчики.

М.р. Внимательно слушайте музыку. В музыкальной стране есть инструмент, на котором я вам поиграю. Изменится музыка — и вы меняйте движение своих рук, чтобы танцевали пальчики то одной руки, то другой руки.

М.р. Ну вот, отдохнули. Итак, дети, начнем Валеру и Данила учить всему, что знаем сами. А вы, Валера и Данила, следите внимательно за детьми, все запоминайте. Начнем с названий нот. Сколько нот, дети, мы знаем? (Ответы детей.)

М.р. Сейчас мы их споем и поиграем с ними.

(Дети по очереди играют ее на металлофоне, пианино. Остальные показывают ноты на уровне различных частей туловища: пояс — до, чуть выше — ре, грудь — ми, шея — фа, губы — соль, нос — ля, брови — си. Показывают ладонями.)

М.р. Ну что, Валера, запомнил?

Валера. Да не совсем!

М.р. Слушайте еще раз! Дети, сейчас играем пальчиками.

(Дети поют ноты, выполняя пальчиковые гимнастику. Указательным пальцем дотрагиваются до пальцев левой руки: мизинец — до, безымянный — ре, средний — ми, указательный — фа, большой — соль. Далее продолжают на правой ладони, касаясь указательным пальцем левой руки: мизинец — ля, безымянный — си, средний — до.)

М.р. Ну как, Данила, выучил ноты?

Валера и Данила. Ура! Запомнили! Теперь будем на дудочке играть!

М.р. Подождите, не торопитесь. Еще не все изучили.

Валера. А что еще забыли выучить?

М.р. Вы же не знаете, какие звуки есть в музыке. Дети, подскажите? (Ответы детей.)

М.р. Покажите, дети, как мы поем и показываем высокий звук, низкий.

(Дети показывают ладони с вытянутыми пальцами. Ладони находятся стороной к лицу. Поют высоким звуком, потом сжимают пальчики и поют низким.)

М.р. Давайте споем Валерино имя различными звуками.

(Дети поют по очереди различными вариантами.)

М.р. А теперь покажите, спойте длинные и короткие звуки.

(Дети делают большой овал пальцами двух рук, поют долгий звук. Потом показывают маленькие овалы на разных руках, касаясь большим и средним пальцами, напевая короткие звуки.)

М.р. А теперь этими звуками споем имя Данила.

(Дети поют по очереди различными вариантами.)

Данила. Все! Валера, доставай нашу дудочку, будем играть.

М.р. Да нет, не заиграет ваша дудка.

Валера. Почему опять не заиграет?

М.р. Теперь надо поучиться правильно ставить пальчики на музыкальном инструменте. Пальчики должны быть сильными, для этого нужно делать пальчиковые гимнастику. Вот такую. Дети возьмите в руки гармошку и покажите, как нужно двигать пальчиками.

(Дети выполняют попевку «Я играю на гармошке» муз. А. Тиличеевой. Ставят обе руки на грудь, пальцы согнуты. Напевая попевку, поочередно играют пальчиками, будто по кнопках гармошки.)

М.р. А теперь садитесь на пол, будто бы пастушки в поле, которые пасут коров, паиграйце на дудочке.

(Дети поют попевку «Ду-ду, дудочка, ду-ду, звонкая!» И выполняют пальчиковая гимнастику: на указательный палец левой руки ставят согнутые пальцы правой руки и поочередно играют, как бы по дырочкам.)

Данила. Как интересно, я этого никогда не видел!

М.р. Ну и последнее, что вы должны знать, — это жанры. Вот сейчас дети вам назовут и покажут, какие интересные жанры есть в музыке.

  • Звучит марш — дети, соединив обе ладони, ритмично касаются кончиками пальцев рук.
  • Звучит полька — дети поочередно касаются кончиками пальцев, перебирая их, ладони соединены.
  • Звучит колыбельная — дети соединяют ладони друг с другом, пальцы правой руки обнимают левую ладонь, проходя сквозь ее пальцы, и наоборот.
  • Звучит вальс — ладони медленно двигаются, раскрываются то ладони, то пальцы обеих рук.)

М.р. Вот теперь все! После того, как мои дети это узнали, они начали так здорово играть на инструментах. Вот, послушайте.

(Дети играют в оркестре мелодию «Ехал казак за Дунай» укр. Нар. Мел., «Вальс» И. Штрауса.)

Валера и Данила. Ай да молодцы, вот это музыканты! Скоро и мы будем вот так играть!

М.р. Наверное, будете. Если вы научились всему, то можете на любом инструменте сыграть. Даже и на своей дудочке.

Валера. На дудке мы будем дома играть, а теперь мы хотим попробовать на этих инструментах, можно?

Валера. Почему это вы такая печальная сделались?

М.р. Скучаю от того, что скоро я буду прощаться с моими мальчиками и девочками. Всему я научила их, теперь они пойдут дальше учиться — в школу, я уже им и письмо прощальное подготовила.

Данила. Надо быстрее прочитать, что в нем написано.

М.р. Сначала необходимо это письмо принести детям. Дети, кто носит письма в дома? (Ответы детей.)

М.р. Да, почтальон! Кто сегодня будет веселым почтальоном? Кто принесет детям прекрасное письмо?

Игра «Веселый почтальон».

Среди детей выбирается почтальон. Ему надо на стихотворение составить мелодию, чтобы получилась песенка: «Я веселый почтальон, я приношу письма в дом, вот письмо — читайте, песенку пойте».

Почтальон отдает письмо детям. Они достают из конверта разрезанное изображение и на фланелеграфе собирают его.

М.р. Молодцы, все правильно сделали.

Валера. Ничего не понимаю, что это за письмо такое?! Как его надо читать?

Данила. Я вижу, тут какой-то бал, пары танцуют.

М.р. А читать это письмо надо вот как: что нарисовано, то и танцуют.

(Дети танцуют «Прощальный вальс» на муз. А. Петрова.)

М.р. Вот этим вальсом, дети, мы и распрощаемся с музыкальной страной.

(Дети прощаются.)

Н. Андреева


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх