Музыкальные этюды и мини-спектакли для детей

Музыкальный этюд «Сны»

Для этюда понадобится большая корзина с маленькими разноцветными подушечками (20х20 см).

Музыкальный руководитель (М.р.).

Каждый вечер перед сном

Эта песня входит в дом.

Дети глазки закрывают,

С ней в кроватках засыпают.

Послушайте вступление к песне. (Играет.) Узнали? (Ответы детей.) Давайте споём её вместе.

Песня «Спят усталые игрушки» (сл. З. Петровой, муз. А. Островского).

М.р. Как называется музыка, под которую можно легко уснуть? (Ответы детей.) Правильно, колыбельная.

Сразу сон бежит к подружке — Сонной, мягенькой подушке.

Шепчет в ушко: «Крепко спи, cны волшебные смотри…»

Кошке снится мышка, мышке снится кошка,

Хоккеисту — шайба, а тарелке — ложка.

Снится мальчику — машина, а художнику — картина.

Моднице — обновка, кролику — морковка.

Сны тихонечко ступают, не нарушат тишину.

Кто о чём во сне мечтает… Снится Африка слону.

М. Садовский

А какие сны сегодня ночью нашептал вам сон? (Рассказы детей

Воспитатель показывает детям большую корзину с маленькими разноцветными подушечками.

М.р. Каждый возьмёт себе подушечку, положит на неё щёчку и будет засыпать под мою колыбельную. (Поёт песню, дети «засыпают».)

Хватит спать! Пора вставать!

Будем весело плясать!

(Берёт в руки бубен.)

Полька-шутка есть у нас,

Настоящий перепляс.

Стукну раз — один пляши,

Два — товарища ищи.

Ну а три — запляшет тройка

Весело, задорно, бойко.

Свободный танец.

Музыкальный этюд «Песенка-загадка»

На фланелеграфе или магнитной доске разложены детали плоскостной куклы: ноги, руки, голова, бантик, косички, платье.

Проводится игра «Собери куклу».

Дети по желанию выходят к фланелеграфу или магнитной доске и собирают детали куклы воедино.

М.р. Какая красивая кукла получилась! Подумайте и скажите, без каких частей тела человек не может обойтись? (Ответы детей.)

Человек устроен так, что все части тела ему важны и очень нужны. Сейчас послушайте загадки про девочку Олю. В конце каждой из них я должна услышать ваши дружные ответы.

Оля весело бежит, скачет по дорожке,

А для этого нужны нашей Оле…

Дети. Ножки!

М.р. Оля слушает в лесу, как поют кукушки,

А для этого нужны нашей Оле…

Дети. Ушки!

М.р. Оля ягодки берёт по две, по три штучки,

А для этого нужны нашей Оле…

Дети. Ручки!

М.р. Оля ядрышки грызёт, падают скорлупки,

А для этого нужны нашей Оле…

Дети. Зубки!

М.р. Оля смотрит на кота на картинке сказки,

А для этого нужны нашей Оле…

Дети. Глазки!

М.р. Дети, назовите, игру, в которой невозможно обойтись без глаз? (Ответы детей.)

Правильно, «Жмурки».

Воспитатель «закрывает» глаза, и начинается игра.

Музыкальный этюд «Карандаш-художник»

У боковой стены расположена магнитная доска. На ней прикреплены листы белой бумаги. В подставке — большой фломастер «в нарядной рубашечке».

М.р. Карандаш пришёл сегодня снова поиграть.

Вот мольберт, на нём картинки будет рисовать.

А картинки не простые, в них загадки озорные.

Вы должны их оживить,

В песни, игры превратить.

Карандаш готов к работе.

Он всегда у нас в почёте.

Педагог берёт в руки карандаш, от его имени поёт песню и рисует быстроузнаваемые графические сюжеты, исходя из выбранного музыкального репертуара. Занятие может быть доминантным по любому из видов музыкальной деятельности.

Например, песня «Карандаш-художник» (сл. и муз. С. Галкиной).

Знают все меня на свете.

С детских лет — приятель ваш.

Неразлучны со мной дети,

Я — художник чудо-Карандаш.

Я рисую вам загадки,

Постарайтесь отгадать.

Музыкальные ответы

Вы Карандашу спешите дать.

Полукруг я нарисую,

Будет крышей для детей

И большой крючок добавлю.

Назови игру скорей.

(Рисует зонт.)

Игра «Зонтик и дождик» (муз. С. Галкиной).

А сейчас овал рисую,

Запятые и крючок.

Вот четыре полукруга

И кружочек-пятачок.

(Рисует свинку.)

Песня «Парсючок» (сл. И. Махониной, муз. С. Галкиной).

Нарисую треугольник,

Много палочек на нём.

Мы вокруг него зимою

И танцуем, и поём.

(Рисует ёлку с иголками.)

Дети поют любую новогоднюю песню или водят хоровод.

Шуточный мини-спектакль «Как овощи попали на стол»

Дети делятся на подгруппы (по 2—3 человека) и выбирают себе роли овощей: кабачка, моркови, огурца, помидора, капусты, свёклы, лука, чеснока, картошки. Затем выстраиваются полукругом у центральной стены для исполнения частушек.

Музыкальный руководитель запевает «Огородные припевки» (чеш. нар. мел., сл. В. Степанова, С. Галкиной, Л. Сёхиной).

1—18 такты.

Нынче праздник в огороде,

В огороде и саду.

Пляшут овощи и фрукты,

Напевая на ходу.

9—12 такты. Все выполняют на месте два высоких шага и три притопа (4 раза).

13—16 такты. Все стоят. Вперёд выходят солисты-овощи. Движения повторяются с разными солистами 9 раз.

Припев.

Кабачок.

Познакомимся, ребята, кабачком зовут меня.

Я на грядке созреваю и расту день ото дня.

Морковка.

Я — кудрявая морковка,

познакомьтесь и со мной.

Витаминами богата, это скажет вам любой.

Огурец.

Перед вами — огурец, разудалый молодец.

Я и в городе, в селе, в каждом доме на столе.

Помидор.

Я продолжу разговор.

Моё имя — помидор.

Сок томатный вам налью, вашу жажду утолю.

Капуста.

Мне морозы не страшны, очень вкусны голубцы.

Я — капуста, всем нужна и полезна, и вкусна.

Свёкла.

Ты, капуста, не сердись, попрошу, посторонись.

Я — бордовая свекла, хоть скромна, но всем нужна.

Лук.

С луком нужно в дружбе жить, без меня вам не прожить.

Применяют всюду лук, он для пищи лучший друг.

Чеснок.

Родословной дорожу,

С медициной я дружу.

Лечит, словно врач, чеснок,

Каждый важен в нём зубок.

Картошка.

Веселей играй, гармошка, в хоровод пришла картошка.

Без меня какой обед?

Без меня обеда нет!

Словно хлеб, я всем нужна, меня любит вся страна.

Жарь меня, вари, туши, наедайся от души.

Все овощи (вместе).

Нынче праздник в огороде, в огороде и в саду.

Пляшут овощи и фрукты, напевая на ходу!

Кабачок.

Нас развозят на машинах в магазины, на базар.

Приглашаем, покупайте витаминный наш товар.

Воспитатель (В.).

Спешит покупатель, к прилавку подходит

И всё для борща и салата находит.

В корзине большой овощам интересно…

Овощи. Куда нас везёте?

В. На кухне вам место!

Разыгрывается сценка «Овощи» (по стихотворению Ю. Тувима, составитель Н. Френкель).

Воспитатель (хозяйка) выводит цепочку «овощей», чтобы они оказались лицом к зрителю.

М.р. Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла…

Картошку, капусту, морковку, горох…

(Называя, «отрывает» от цепочки поочерёдно ребёнка, и тот пробегает немного вперёд.)

Петрушку и свёклу.

Овощи (присев на корточки). Ох!

М.р. Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Овощи (каждый, называя сам себя, одновременно встаёт).

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка? Иль свёкла?

Овощи (одновременно приседая). Ох!

М.р. Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала.

(Берёт бутафорский нож, подходит к каждому из присевших и «крошит» — часто стучит по своей ладони — над головой ребёнка.)

Овощи (каждый поочерёдно жалобно называет себя и встаёт.)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу…

(Вздыхая.)

Ох!

М.р. (говорит вначале в темпе ходьбы, к концу постепенно ускоряя до скороговорки).

Накрытые крышкой

В душном горшке,

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свёкла…

Отходит в сторону и берёт большую бутафорскую ложку. В это время «овощи», взявшись за руки, двигаются по кругу шагом, постепенно ускоряя его до бега, всё время сохраняя ровный круг.

Все (приседают). Ох!

Пауза. Хозяйка подходит и, наклоняясь, зачерпывает и пробует ложкой воображаемый суп.

Все (встают и говорят).

И суп овощной оказался неплох!

Ю. Тувим

Свободная пляска.

Музыкальный этюд «Витрина музыкального магазина»

У боковой стены на журнальном столике разложены музыкальные инструменты: ксилофоны, металлофоны, птички-свистульки, звоночки, дудочки, барабан. Это — витрина музыкального магазина.

М.р. У любого магазина для рекламы есть витрина.

Что в витрине выставляют, в магазине покупают.

В хлебном — булки, хлеб, ватрушки,

В детском — ползунки, игрушки.

В музыкальном магазине —

инструменты на витрине.

В книжном — книги и журналы, и кроссворды для забавы.

В гастрономе — все продукты: мясо, овощи и фрукты.

А у нас что за витрина?

Для какого магазина?

(Ответы детей.)

Назовите инструменты, которые здесь продаются. (Ответы детей.)

А под вечер магазин закрывают,

И товары на витрине оживают.

Вот однажды микрофон

В магазине был включён.

Все случайно услыхали

Разговор в торговом зале,

Как хвалились инструменты,

Ожидая комплименты.

Первым начал ксилофон.

Говорил хвастливо он.

Ксилофон.

Родился в лесу густом

Деревянный ксилофон.

Очень нравится, друзья,

Людям музыка моя.

Дудочка.

«Инструмент я хоть куда», — вторит дудочка-дуда,

«Как ты, для всех желанная

И тоже деревянная.

Есть пословица такая,

Каждый с детства её знает,

Что «без дудки, без дуды

Ходят ноги не туды».

Металлофон.

«У меня прелестный звон!» —

Хвалится металлофон.

«С молоточком я дружу —

Лишь ударит — запою!»

Звоночки.

«Динь, динь, динь —

Звоночки мы,

Про себя сказать должны.

Люди звон наш полюбили

И в оркестр пригласили».

Ксилофон.

Почему в оркестре птички?

Заблудились невелички?

Птички-свистульки.

Нет, мы тоже инструменты,

Даже ваши конкуренты.

Как водички наберём —

С переливом запоём.

М.р. Барабан в бока ударил,

Зычным голосом добавил.

Барабан.

Хватит вам, друзья, хвалиться,

Попрошу остановиться.

Инструменты все важны

И в оркестре нам нужны.

М.р. Предлагаю вам, ребята,

Инструменты эти взять

И всем вместе, как в оркестре,

«Песню леса» заиграть.

Давайте вспомним слова к песне «Утро в лесу» (сл. и муз. С. Галкиной).

О чём поётся в первом куплете?

Дети. О том, как заливается в песне соловей.

М.р. Во втором?

Дети. О кукушке, которая считает, сколько нам лет.

М.р. В третьем?

Дети. О дятле, который лечит, как врач, деревья.

М.р. А в четвёртом?

Дети. О лесе — зелёном доме.

Музыкальный руководитель предлагает взять музыкальные инструменты.

Дети поют, на припев играют соответствующие инструменты, после четвёртого куплета — все инструменты.

 

Литература:

1.Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1989.

2.Меерсон, С.Л. Музыкальные игры и пляски для дошкольников / С.Л. Меерсон. — Минск: Учпедгиз, 1963.

3.Петрова, Е.И. Жесты в педагогическом процессе: учебное пособие / Е.И. Петрова. — М.: Моск. городское пед. общество, 1998.

 

С. Галкина,
музыкальный руководитель высшей категории,


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх