О сотрудничестве музыкального руководителя и родителей дошкольников

Знакомясь с музыкой, ребёнок учится слушать и слышать, выражать с помощью музыкальных звуков свои впечатления, учится творческой деятельности и развивает эмоциональную отзывчивость.

Музыкальное воспитание способствует формированию разносторонней личности ребёнка, приобщению его к национальной культуре и общечеловеческим ценностям.

Ведущая роль в развитии музыкальности ребёнка принадлежит окружающим его взрослым, которые могут создать условия для успешного и гармоничного протекания этого процесса. Замечено, что ребёнок проявляет большую активность, если может поделиться своими эмоциональными впечатлениями с близким ему взрослым и найти у него поддержку. В современном дошкольном учреждении таким человеком будет музыкальный руководитель — педагог-музыкант, который последовательно и систематически занимается музыкальным развитием детей в соответствии государственным стандартом дошкольного образования.

Работа музыкального руководителя включает также решение художественными средствами задач оптимизации жизненной позиции и жизнедеятельности ребёнка, раннего выявления музыкально одарённых дошкольников, приобщения детей к лучшим образцам мировой и национальной музыкальной культуры, активной музыкально-творческой деятельности. В процессе музыкального воспитания развиваются творческое воображение, память, внимание, мышление, зрение, речь, координация движений и пространственная ориентация.

Музыкальному руководителю дошкольного учреждения важно так выстроить отношения с родителями, чтобы они стали союзниками и помощниками педагога. Самую первую встречу с родителями детей группы «Малыши» можно посвятить представлению деятельности музыкального руководителя.

Формы работы с родителями

Формы общения с родителями могут быть разными, например:

  • консультации, способствующие вовлечению родителей в работу по музыкальному образованию дошкольников (консультирование по интересующим мам и пап проблемам, привлечение родителей к процессу создания предметно-пространственной развивающей среды; совместное изготовление сценических костюмов, реквизита, декораций);
  • информационные стенды для родителей с материалами, касающимися музыкального образования детей (загадки о музыкальных инструментах, речевые игры, советы по проведению детских праздников дома), в преддверии того или живого мероприятия —

Тематика встреч с родителями

Темы встреч музыкального руководителя с родителями могут быть следующими.

Для родителей детей 3 лет:

  • «Музыкальное развитие детей в дошкольном учреждении».
  • «Роль и место музыки в жизни малышей».
  • «Как развивать музыкальность детей? »

Для родителей детей группы «Почемучки» (младшие)

  • «Влияние музыки на развитие речи детей».
  • «Влияние музыки на здоровье ребёнка (особенности детского голоса и забота о нём)».
  • «Музыкально развитый ребёнок — здоровый ребёнок»

Для родителей детей 4—5 лет:

  • « Как организовать предмет-но-музыкальную среду дома? »
  • «Детский музыкальный инструмент — игрушка и средство развития музыкальных способностей детей».
  • «Неталантливых детей не бывает! Помогите малышу раскрыть талант».
  • «Развитие у детей мелкой моторики и влияние её на интеллект и мышление дошкольника».

Для родителей детей 5—6 лет:

  • «Какая музыка необходима детям?»
  • «Как научить ребёнка понимать музыку?»
  • «Как развивать музыкально-творческие способности детей?»
  • «Музыкально-дидактические игры и их роль в сенсорном воспитании».
  • «Развитие памяти, воображения и других психических процессов средствами музыкального искусства».

Следует рекомендовать родителям дополнительные занятия с детьми различными видами музыкальной деятельности, убеждая их, что такие занятия способствуют полноценному воспитанию ребёнка. Известно, что занимающиеся музыкой дети обычно прекрасно успевают в школе.

Организация музыкальной среды

Одним из важных направлений работы с родителями является помощь педагога в организации музыкальной среды. Такая среда позволяет ребёнку накопить слуховые образы и выработать слуховое внимание. Хорошо развитый музыкальный слух ускоряет формирование важных музыкальных навыков. Как считают специалисты, слуховые образы должны накапливаться в «кладовой слуховой памяти» ещё до использования их в речи или пении.

Насыщение детского слухового пространства музыкальными звуками следует производить постепенно. Малыш должен слышать в своём окружении мягкие, спокойно поющие голоса, мелодичную, простую по форме и прекрасную по содержанию музыку, а не примитивные или жёсткие звуковые сочетания.

Это требует от взрослых постоянной внутренней работы над собой, своим культурным багажом, развитием способности воспринимать музыку, интереса к лучшим образцам классической и популярной детской музыки. Лишь на шедеврах можно воспитывать эстетический вкус маленьких слушателей.

Создание в семье условий для занятий музыкой с детьми

На встречах с родителями музыкальному руководителю стоит предлагать свои рекомендации по созданию в семье благоприятных условий для музыкальных занятий ребёнка. Можно посоветовать родителям пальчиковые игры с пением, ритмические игры, игры со звуками, с шумовыми музыкальными инструментами. Следует предлагать мамам и папам сценарии проведения семейных музыкальных праздников.

Чтобы родители стали активными участниками педагогического процесса, можно предложить им на родительской встрече в группе «Почемучки» (старшие) найти решение следующей педагогической ситуации.

Ребёнок пришёл домой и делится своими впечатлениями: «Ау нас сегодня был концерт! Мы слушали музыку Петра Ильича Чайковского. Знаешь, папа, оказывается, он написал балет “Щекунчик”. Помнишь, мы смотрели мультик?..» Но папа не дал ему закончить рассказ: «Да что ты всё про Чайковского? Вон включи магнитофон и слушай, сколько хочешь. А вообще-то музыка не хлеб — и без неё прожить можно». Вопросы: как бы вы отреагировали на эту ситуацию? Какие советы дали бы папе?

Общение между взрослым и ребёнком в процессе восприятия музыки значительно облегчится при следовании нескольким правилам:

  • Нужно стремиться к обогащению арсенала мимических выражений ребёнка. Мимика — самое доступное и интуитивно понятное и всех невербальных средств коммуникации. Каждую из выбранных для представления малышу мелодий следует сопровождать определённым выражением лица, помогая ребёнку находить взаимосвязь между эмоциями, выражаемыми музыкой, и их отражением на лице. Детям очень нравится приём «Мимическое зеркало», который способствует освоению мимических выражений.
  • Полезно играть с ребёнком в пальчиковые игры — маленькие запоминающиеся этюды, направленные на развитие мелкой моторики рук и способствующие раскрепощению ребёнка.
  • Создание личного жестового словаря формирует у ребёнка основы музыкальности. Жесты и движения всего тела во много раз увеличивают возможности проявления ребёнка в сфере выражения чувств, вызванных музыкой, и тем самым позитивно влияют на его музыкальность.
  • Музыка в семье может использоваться как в форме занятий с детьми, так и в виде развлечения, а также как спонтанное самостоятельное музицирование ребёнка.

Музыка может служить и фоном для другой его деятельности (рисования, тихих игр). Такое восприятие, не сопровождающееся беседой, полезно для обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.

Детям следует привыкать к слушанию произведений, созданных в различных музыкальных стилях. Так, например, во время утренней гимнастики малыша следует отдать предпочтение танцевальным, ритмичным мелодиям.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх