Обучение детей игре на музыкальных инструментах 5-го года жизни (из опыта работы)

С детьми 4—5 лет я начинаю работать по ступенчатой системе Г.А. Струве, знакомлю детей с ручными знаками (I—V ступени). В этом возрасте предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности — игра на детских звуковысотных музыкальных инструментах (металлофонах, триолах).

На этой ступени я использую музыкально-дидактическое пособие «На чём играю?» Н.Г. Кононовой и «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, методические разработки Л.В. Кузьмичёвой «Организация оркестра в детском саду». Предлагаю рассмотреть иллюстрацию, прочитать стихи, а затем сыграть на музыкальном инструменте, как «капает дождь», «гремит гром», «звенит капель», «чирикают воробушки». Чтобы вызвать желание играть и радость от игры, придумываю маленькую сказку.

Первоначально диапазон звукоряда не ограничивается, чтобы малыш обследовал музыкальный инструмент, познакомился со звучанием разных регистров. На первых занятиях я не требую, чтобы ребёнок, воспроизводя те или иные звуки, определённым образом держал руки. Обычно дети настолько поглощены новым видом деятельности, что не обращают внимания ни на что другое.

При разучивании каждой попевки Г.А. Струве [7] на металлофоне или триоле сначала пропеваю её с детьми с ручными знаками без музыкального сопровождения. Мелодии в попевках лёгкие и простые, поэтому дети во время занятия меняются инструментами, а следовательно, играют другие партии. Нет никакого разделения на способных и остальных, которым ничто нельзя доверить. Конечно, можно найти ребёнка, которому доступна более сложная партия, но это исключение, а не правило.

В данном случае большое значение имеет игровой момент (ситуация), к примеру, когда ребёнок с воодушевлением помогает «открыть дверь белочкиного дома» («Я иду и пою» Г.А. Струве).

Для того чтобы обучение стало удовольствием, а не мучением, работа должна проводиться системно на музыкальных групповых и индивидуальных занятиях.

Оркестровка музыкальных произведений — привлекательнейшая для детей деятельность, способствующая ярким эмоционально-оценочным проявлениям. Используя систему Г.А. Струве, я разработала оркестровки некоторых музыкальных произведений для разучивания с воспитанниками.

Так, готовясь к осеннему развлечению, на занятии беседуем с детьми о признаках осени. В этом возрасте они уже различают жанры музыки, поэтому я спрашиваю их, в каком жанре музыки «птицы прощаются с родным краем и улетают в тёплые края». Акцентирую внимание на виде танца, который «птицы танцуют», это, по мнению детей, прощальный танец. И мы начинаем сочинять его: ребята танцуют импровизированный танец под «Вальс» А. Гречанинова.

На следующем занятии мы пытаемся «помочь птицам собраться в стаи», чтобы никто не потерялся, пропевая с ручными знаками мелодию первой фразы части I произведения, играем на металлофонах 1, 2 ступени, вторую фразу играют колокольчики. Далее повторяем выученный материал и «помогаем подняться в небо следующей стае» (музыка повторяется).

На индивидуальных занятиях отрабатываю точность извлечения звука с пением, с аккомпанементом и без него. Когда I часть детьми играется точно под музыку, начинаем работать над II частью. Здесь я предлагаю детям самим придумать продолжение сказки. Одна из наших воспитанниц Ася К. рассказала, что «птицы, собравшись в большую стаю, начали кружить над землёй, прощаясь с речками, кустиками, лужами, дождём, небом. Они танцуют общий весёлый танец». Я предложила украсить музыку игрой на инструментах. В этой части все дали волю своей фантазии: кто-то играл танец лебедей, кто-то — танец гусей, уток, ласточек. Играя на инструментах, ребята были воодушевлены и радостны, игра доставляла им большое удовольствие.

С другой группой я решила «поиграть в другую сказку».

Прослушав белорусскую народную пьесу «Юрочка», определив характер, жанр, форму произведения, я предложила каждому ребёнку выбрать, о каком звере он хочет играть. На следующем занятии, определив характер каждого зверя, собирающегося в гости к детям, пропеваем мелодию с ручными знаками (1, 3, 5) и прохлопываем ритмический рисунок.

В основу работы над оркестром на первой стадии должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всём его многообразии. Когда I часть пьесы выучена на металлофонах и триолах и дети легко играют мелодию (т.е. «ни один зверь не заблудился, идя к ним на праздник урожая»), предлагаю придумать самим, о чём мы будем рассказывать во II части сказки. Так, совместными усилиями, мы решили, что «зверям будет помогать умная сова». Сова «отстукивает» ритмический рисунок II части, «чтобы звери не сбились с дороги».

Выступление оркестра на празднике получилось красочным и интересным, дети радовались тому, как красиво они научились играть, — получилась «настоящая волшебная музыка».

Работая планомерно и систематически на групповых и индивидуальных занятиях, мы постепенно разучили попевки «Два кота», «Лесенка», «Ёж»

Г.А. Струве. Прослушав песню «Санки»

М. Красева, дети предложили «украсить» её игрой на колокольчиках и металлофонах, потому что «музыка в песне звучит звонко и хрустально».

Разучивая песню «Мишка с Куклой пляшут полечку» В. Качурбиной, малыши предложили «украсить» только проигрыш. Они сами выбирали, на каких инструментах можно рассказать о Кукле и Мишке. В этом произведении совершенствуются навыки игры на металлофоне и триоле. Разучивание происходило сначала на индивидуальных  занятиях, а затем закреплялось на групповых. Поскольку детям знакома попевка «Лесенка» Г. Струве, в процессе работы они отметили схожесть мелодии, только в этой песне мелодия останавливается поочерёдно на 5, 4, 3 ступенях. Пропевая песню по ступеням, ребята играют на металлофонах, как «Кукла поднимается на полку к Мишке». На занятиях они также обменивались инструментами, по очереди исполняя партию Куклы и Мишки. В следующий раз я предложила определить, как движется Мишкина мелодия. Мои юные музыканты отметили: «Музыка прыгает». Спрашиваю: «Почему?» Вадим З. ответил: «Мишка радуется, поэтому прыгает тройные прыжки». Когда партии разучены, соединяем две части на групповом занятии.

Закрепляя навыки звукоизвлечения на металлофоне, обращаю внимание на непрерывность мелодии (легато): «песенка Куклы тянется, как ниточка». В этом мне неизменно помогают мягкие игрушки, которые «приходят в гости к детям», или «мы ездим в магазин игрушек и помогаем встретиться Мишке и Кукле».

Разучивание и оркестровка песни «Про лягушек и комара» А. Филиппенко проводились по той же системе: определение жанра, характера, формы; пропевание мелодии с ручными знаками, отхлопывание ритмического рисунка; пропевание и игра на инструментах по партиям без сопровождения (на индивидуальных занятиях); игра в ансамбле с аккомпанементом.

Уже к концу года все воспитанники овладевают навыками игры на металлофонах, триолах, треугольниках, ложках. Они могут самостоятельно сыграть попевку, диапазон которой находится в пределах 1—5 ступеней.

М. Жук


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх