Обучение детей игре на музыкальных инструментах (из опыта работы)

Обучению игре на музыкальных инструментах я уделяю особое внимание. К этому времени дети уже владеют такими инструментами, как металлофон, триола, треугольник, маракасы, колокольчики, бубен, и самостоятельно могут организовать небольшой ансамбль.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах вначале провожу в комплексе с попевками, чему уделяю 5—6 минут практически на каждом занятии. Играя на музыкальных инструментах, дети как бы дополняют простейшие мелодии, которые используют как распевки.

Продолжая работать по системе Г. Струве, знакомлю своих воспитанников с 6—8 ступенями звукоряда. Повторяем знакомые попевки в пределах 1—5 ступеней и учим новые, первоначально с пропеванием ступеней с ручными знаками. Затем добавляем текст и «украшаем» его игрой на музыкальных инструментах. Некоторые попевки преобразовываем в подвижные игры («Я бегу», «Ехали медведи» Г. Струве, «Горошина» Е. Тиличеевой).

дети играют на металлофонеИгра на музыкальных инструментах вызывает у детей стремление быть активными, повышает самооценку, способствует закреплению элементарных математических знаний. Иногда встречаются застенчивые, малоактивные ребята. Им уделяю больше внимания, чаще приглашая на индивидуальные занятия.

В начале года знакомлю детей с ксилофоном, мы вместе пробуем на нём играть. Через игровой приём показываю и объясняю приёмы игры на ксилофоне, выясняем отличие этого инструмента от других.

Чуть позже знакомлю детей с аккордеоном и баяном. Они рассматривают инструменты, трогают, пытаются воспроизвести звук, слушают знакомые мелодии в моём исполнении.

Играть на аккордеоне и баяне может не каждый ребёнок. Из всех музыкальных инструментов аккордеон является самым сложным. Поэтому на занятиях я только знакомлю с ним, выясняем с детьми, на какой инструмент похожа клавиатура, показываю, как извлекается звук. Обучаю игре на аккордеоне и баяне во время индивидуальных занятий.

Занимаясь с детьми индивидуально, обратила внимание, что они с большим желанием осваивают новый музыкальный инструмент. Первоначально обучение проводила индивидуально, затем с подгруппой (2—3 человека). Мы отрабатывали навыки игры, а в ансамбле закрепляли полученные знания. Ставлю перед детьми новые задачи: одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальное сопровождение, игру товарища, придерживаться общего темпа и динамики.

Овладев приёмами игры на различных инструментах, дети проявляют творческие способности, любят играть придуманные мелодии.

В начале года мы по традиции «едем на ярмарку», где продаются разные нетрадиционные инструменты. К осеннему празднику разучиваем украинскую инструментальную пьесу «Ехав козак за Дунай».

Прослушав произведение, определяем характер, форму, содержание. Предлагаю придумать сказку, учитывая динамические оттенки I и II частей. Создаю игровую ситуацию, в которой, играя на металлофонах, «едем на тележках на ярмарку» (I часть), во II части «мастера, переговариваясь, ремонтируют колёса» (триолы, баяны, аккордеоны). Пропеваем мелодию с ручными знаками, отхлопываем ритмический рисунок.

Разучивание на первом этапе проходит без музыкального сопровождения и, в основном, на индивидуальных занятиях (партии металлофонов, аккордеонов, баянов, триол). Учу детей играть слаженно, прислушиваясь друг к другу. Когда вижу, что это даётся им легко и непринуждённо, соединяем две части с аккомпанементом (последних 2—3 занятия). Учу уважать друг друга во время игры, слушать внимательно, когда вступает другой инструмент.

В процессе работы обратила внимание, что даже пассивные дети становятся активными, инициативными, стараются лучше сыграть свою партию.

На групповых занятиях мы продолжаем играть лёгкие попевки «Белка», «Едет воз» Г. Струве. Учу давать объективную оценку своей игре и игре товарищей.

К новогоднему утреннику мы подготовили русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Это сложное произведение, требующее особой внимательности, чёткого метроритма. В произведении три части: I часть играют баяны и аккордеоны, II — металлофоны, III — ксилофоны «переговариваются» с аккордеонами и баянами. Дети должны знать свои партии исключительно, чтобы ритмический рисунок партии металлофонов наложился на партию аккордеонов и баянов. На занятии пропеваем мелодию каждой партии с ручными знаками, прохлопываем ритмический рисунок. Предлагаю ребятам придумать, какие сказочные герои на чём будут играть.

Когда я предложила детям для игры в оркестре «Детскую польку» И. Дунаевского, все немного растерялись. Спрашивали: «А как мы будем играть?» Я «пригласила всех на детскую площадку» и сказала, что мы не только будем играть на инструментах, но и «кататься на качелях», «прыгать со скакалками», «позовём всех своих друзей». Как оказалось, произведение стало любимым для ребят, мы его разучили легко и быстро.

Чтобы больше заинтересовать детей, стараюсь всегда разнообразить занятия. Периодически планирую доминантные занятия по обучению игре на музыкальных инструментах с использованием технологии Т.А. Боровик. Один раз в квартал устраиваю «Концерт детских инструментов», в котором участвуют воспитанники разных возрастных групп. На концерте дети группы играли песню А. Константиновой «Музыканты заиграли», которая тоже легко разучивалась.

К выпуску в школу мы подготовили песню «Здравствуй, школа!» Г. Парцхаладзе, в которой оркеструется проигрыш. Играя на музыкальных инструментах, дети «лепили из пластилина и глины любимые игрушки» (играют аккордеоны, триолы, баяны), «рисовали хорошую погоду: яркое солнце с длинными и короткими лучиками» (металлофоны).

Музыкально-творческое воспитание, развитие природной музыкальности — это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности.

Воспитанники учатся применять полученные знания и навыки в повседневной жизни, активизируется их творчество.

Игра на музыкальных инструментах доставляет дошкольникам огромное удовольствие, улучшает настроение, даёт возможность проявить себя, иногда даже определяет дальнейший жизненный путь для каждого ребёнка в отдельности.

М. Жук


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх