Проведение музыкального новогоднего праздника в детском саду

В любой группе есть дети не поющие, а «гудящие». Они не бездарны – у них низкий диапазон. В работе с такими воспитанниками мелодию изучаемой песни сначала транспонирую на один-два тона ниже, «нащупываю» диапазон ребёнка. Малыш поёт в удобной ему тональности, данной от природы. Он начинает слышать свой голос, совпадающий с аккомпанементом, радуется.

Постепенно тональность «продвигается» в нужном направлении. На помощь приходят дидактические игры и поющие дети. Осмысливая, сравнивая, анализируя и обыгрывая текст, малыш развивается, и постепенно его голос начинает сливаться с голосом хорошо поющего ребёнка. Через несколько таких встреч он уже осознанно поёт в общем хоре, научившись слушать и слышать соседей. Необходимо поощрять таких детей и поддерживать.

Однако мало владеть специфическими знаниями и уметь их использовать при работе над музыкальным слухом. Внимание и любовь к ребёнку во время индивидуальной работы, доверительные, тёплые, дружеские беседы, обоюдная вера в его природные творческие способности вызывают у дошкольника интерес и желание преодолеть и победить застенчивость, устранить возможное отставание в развитии и другой недуг. И тогда чистое выразительное пение привьёт ребёнку любовь к вокальному искусству.

Так же, как и со всей группой с одарёнными детьми провожу индивидуальную работу. Работаю с ними над дикцией, артикуляцией, правильным дыханием, над выразительным исполнением, формирую у них певческие умения и навыки. Предлагаю более сложные музыкальные произведения, нежели программные, не забывая при этом об охране детского голоса. Работаю над естественным характером его звучания. Развиваю творческую активность. Не спешу одарённым детям примерять лавровый венок, учу радоваться тому, что могут вызывать восторг у других.

Поющий музыкальный руководитель, хорошо владеющий инструментом, любящий детей и свою работу, в состоянии научить дошколят чисто и выразительно петь программные произведения (исключение составляют дети с патологией слуха).

Кроме чистого пения мы развиваем у детей ритмические способности, учим красиво и выразительно двигаться в танце, учим пластике, культуре танца. Вместе с хореографом (если он есть в детском саду) музыкальный руководитель обогащает праздник Ёлки результатами работы в данном жанре искусства, наполняя его максимумом движений, которые жизненно необходимы в дошкольном возрасте. Красивые хоровод, танец и ритмика! Разве может быть иначе? В кропотливом труде следует научить детей достигать этой красоты – выразительно танцевать, двигаться в соответствии с характером музыки. Сотрудничество, добрая атмосфера во время индивидуальной работы, хорошо подобранный захватывающий образный музыкальный репертуар приносят свои плоды.

Праздник Ёлки способен разбудить и расшевелить эмоциональную сферу дошкольника, от которой зависит развитие художественного вкуса малыша, он также влияет на формирование основ его художественно-образного осмысления. В связи с этим музыкальный руководитель, хорошо разбирающийся в вопросах современного дизайна, нормах, правилах и приёмах изобразительного искусства, определит, какого цвета должны быть шторы, где стоит домик Белочки, как изготовить головной убор для Волшебницы-Зимы, украсить муфту Снегурочке, посох Деду Морозу, как оформить новогодний реквизит, как превратить украшение зала в волшебную новогоднюю сказку!

Мастерски создаются костюмы сказочных персонажей: снежинок, петрушек, гусаров, матрёшек, гномов, зверюшек и т.д. Мелочей здесь нет, во всём особый смысл, умение, изящество, красота.

В обсуждении эстетического оформления праздника принимают участие не только воспитатели, руководители физического воспитания, родители, но и старшие дошкольники, которые могут выразить себя в творческом процессе.

Особо значимо музыкальное сопровождение на Новогоднем празднике. Выразительная, качественная игра на фортепиано обогащает детское восприятие, пробуждает в сердце маленького человека высокие эмоции и чувства.

Пусть, покидая праздничный зал, малыш тепло и радостно скажет: «Как было весело и красиво! Правда, мама? А как я танцевал «Сударушку» со Снегурочкой, понравилось? А как здорово пел Саша с Дедом Морозом! Класс, да?». Тогда музыкальный руководитель с удовольствием отметит, что сделан ещё один шаг на пути к доброму, понимая, что именно Прекрасное пробудило Доброе.

Новогодний праздник, как и другие, удивляет чем-то новым, радует достижениями и заставляет задуматься о причинах возможных неудач. Неудавшиеся моменты— это следствие недоработки педагогов. Анализируя прошедший праздник, необходимо обратить внимание на атмосферу веселья, общего подъёма настроения. Захватили ли игры и забавы детвору? Удался ли в них весёлый, разумный контакт с персонажами? Ведь в конечном итоге не так уж важно, с какой ноги начал пляску ребёнок и не забыл ли он стихотворение — праздник не должен омрачаться подобными замечаниями в адрес детей даже после его проведения.

Приятным и волнующим моментом является выражение музыкальным руководителем благодарности ведущему, воспитателям, детям, родителям.

Будет совсем не лишним после проведения праздника проанализировать его ход с детьми. Это развивает логическое мышление, расширяет кругозор, чувство сопереживания и радости совместного успеха, формирует самооценку и умение делать критические замечания.

Для проведения анализа можно использовать следующие ключевые вопросы:

  • Вам бы хотелось побывать на таком празднике ещё раз?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Что не очень понравилось? Почему?
  • Если бы вы были волшебниками, какой бы костюм изготовили себе, другим детям, главным героям, ведущему?
  • Кто, на ваш взгляд, помог в проведении праздника?
  • А кого из ребят и за что вы бы наградили?

Творческая направленность музыкально-эстетического воспитания пронизывает весь образовательный процесс, создавая благоприятную основу для успешного развития личности ребёнка.

Художественные образы и их моделирование воздействуют на сознание и чувства, воспитывают определённые отношения к явлениям и событиям жизни, учат отличать прекрасное от безобразного не только в искусстве, но и в природе, действительности, быту.

Таким было музыкально-эстетическое воспитание в дошкольных учреждениях в недавнем прошлом. Так, в своё время, увлеченно и творчески работали мы, музыкальные руководители, — в тесном контакте с детьми, сотрудниками детского сада и родителями.

Сегодня дети живут в другое время. На них обрушился поток телевизионной информации и реклам. Им доступен компьютер, интернет, они живут в мире оглушительной музыки, рока, рэпа, попсы и т.д. С экрана телевизора, из усилителей (колонок) раздаются «тяжёлые» звуки ударных инструментов, которые не могут не разрушать психику и нервную систему ребёнка, пагубно влияют на общее развитие малышей.

Во многих детских садах под тяжестью музыкальных центров и колонок прогибается «спящее» фортепиано, призванное духовно обогащать дошкольников. Новогодний праздник превращается в шумную, утомительную шоу-дискотеку.

Задача музыкального руководителя не дать «попсе» овладеть процессом музыкального воспитания в дошкольном детстве. Ведь развитие тела не есть воспитание души!

Давайте будем верны нашим традиционным формам проведения занятий и праздников. Добрая детская песенка, образная, трогательная классическая пьеса, колоритный народный танец, хоровод – это они воспитывают личность ребёнка, формируя в нём лучшие человеческие качества и эстетические чувства. Надеюсь, что на эту тревожную проблему будет обращено внимание.

Профессионал, специалист по музыкальному образованию может использовать хорошие записи музыкального материала, фонограммы. Одно условие: если эта музыка дарит детям богатство гармонии, весёлые ритмы, радость движений, интересное содержание — ей жить в детском саду рядом с «живой» музыкой, не заменяя её, а помогая развивать личность ребёнка и радовать его.

Необходимо участие на Новогодней ёлке и отрицательных персонажей, их роль также важна и целесообразна. Несмотря на переполненность телеэкранов всякой «нечистью», музыкальный руководитель должен оставаться верным традиционным образам народных сказок, мотивов, обеспечивающих мир природной красоты и естественных чувств. Его призвание сегодня — сохранять детскую душу от всякого постороннего негатива.

Во все времена дети остаются детьми в своей лучезарной Дошкольной стране. Ей отведено в жизни определённое время. Давайте не будем его засорять и торопить, примерять к нему ещё непонятный, порой не совсем качественный, современный, взрослый материал. Стоит задуматься, следует ли на дошкольном празднике (тем более на занятии) отдавать предпочтение фонограммам? Ведь куда ценнее и значимее в период дошкольного детства качественная «живая» музыка.

Размышляя о нашем неспокойном, бурном времени, учитывая его влияние, музыкальный руководитель в своей повседневной работе, при подготовке и проведении праздника должен дарить детям максимум тепла и доброты, понимания, покоя и тишины.

Хочется верить, что малыши, принявшие участие в праздниках Ёлки, ощутят очарование дивной Новогодней сказки. А прикоснувшись к ней, с интересом и радостью почувствуют себя её частицей.

Будем же верны этой воистину дошкольной педагогике, чтобы наши воспитанники унесли в свою дальнейшую жизнь восторг от праздничной ёлки своего детства.

Пусть они всегда верят, что вершиной человеческого духа является Доброта, помогающая осознать общую гармонию жизни на Земле.

Прочь уходите, беда и невзгоды!

К солнышку тянутся нежные всходы.

Сеем Добро, чтоб цвела Детвора!

Наша профессия Богом дана.

Удачи и радости вам, дорогие коллеги. Живите в мире, покое и благополучии! Весёлых вам новогодних ёлок!

О. Волох


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх