Слушаем классическую музыку в дошкольном учреждении

Я открыла дверь детского сада, сделала несколько шагов — и приятно улыбнулась. Пётр Ильич Чайковский! Его царственный «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»! Негромкая музыка лилась по коридору и наполняла душу теплом и радостью.

Было раннее утро, родители вели в детский сад своих детей. Лица тех и других были светлы и спокойны. Слышу, одна девочка говорит своей маме: «Мама, ты знаешь эту музыку?». Мама ответила, что музыка ей знакома, но она затрудняется ответить. Шестилетняя дочка уверенно называет музыкальное произведение и его автора. Мама улыбается: «Оказывается, вот какая ты у меня большая и умная!». Дверь в группу открыта. Детей и родителей приветливо встречает воспитатель. Ребята раздеваются, аккуратно складывают свои вещи, родители им помогают. Дети, прощаясь, уходят в группу, мамы тёплым взглядом провожают своих чад, потом вполголоса беседуют между собой.

Детский сад-сказка! Думается, что именно таким сегодня он имеет право на существование. Кто же, как не мы, педагоги дошкольного образования, должны помочь родителям наполнить души детей добротой, нравственной чистотой, красотой и щедростью?!

И в этом плане именно слушание музыки в разделе «Музыкальная деятельность» учебной программы дошкольного образования совсем не случайно занимает первое место.

К сожалению, именно этот «хрустальный сундучок», на мой взгляд, не достаточно открыт и использован в нашей повседневной работе с детьми. То ли нехватка времени, то ли трудности в исполнении программных произведений, то ли отсутствие их записей и технических средств, то ли отсутствие творческой мысли в организации этого процесса, то ли просто слушание музыки считается необязательным, «лишней заботой», — позволю себе сказать словами некоторых музыкальных руководителей.

Вот и получается, как бы, «обкрадывание» малышей в их музыкальном развитии, формировании основ музыкальной культуры, в нравственном, художественном и эстетическом обогащении, которые предусматривает учебная программа дошкольного образования.

А ведь именно через слушание классических произведений наряду с хорошей песней поднимает значимость музыки в жизни детей дошкольного возраста.

Где же начало этой огромной работы, огромного процесса по слушанию музыки? Именно процесса, а не пункта плана, как часто это выглядит в наших тетрадях. Каков первый шаг к воспитанию любви к классическим произведениям, интереса к ним, к их пониманию, к воспитанию ещё до школы активного восприятия классической музыки и потребности в ней? Несомненно, начало берёт слух — обычный природный слух и степень его развития.

Захожу в ясельную группу, малышам чуть больше года, приношу новую игрушку, хочу их заинтересовать, удивить, увлечь. После нескольких встреч-занятий прихожу к ним с детским аккордеоном. (Заметила, что звуки большого аккордеона тревожат и волнуют малышей, особенно с повышенной чувствительностью, какими обычно бывают одарённые дети. Поэтому временно отказываюсь от него.)

Концентрирую внимание на музыкальной игрушке (детском аккордеоне), извлекаю первый музыкальный звук и говорю: «Дети, это музыка!». Умеющие говорить, повторяют: «Музика!». Новое слово их согрело, удивило, увлекло. Они радуются. Потом играю простейшие мелодии. Дети их слушают, смотрят, как под музыку пляшет кукла в руках у воспитателя. Потом, в соответствии с характером музыки, она пробует двигаться в танце с более активными детьми.

В конце занятия поглаживаю инструмент и говорю: «Ты хороший, подарил музыку, мы тебя любим!». Дети тоже гладят его и тепло говорят: «Музика!». Можно надеяться, что малыши с радостью встретятся с музыкой снова и будут с интересом её слушать. Так приоткрывается лучистая дверь к восприятию удивительных музыкальных звуков.

Понятно, что слушание музыки немыслимо без внимания и слуха. Чтобы ребёнок имел желание и мог слушать музыку, прежде всего надо помочь развить его природный слух, о котором говорилось выше, который так необходим человеку в жизни. Наша задача реально заявить о нём.

Предлагаю некоторые формы работы по данному разделу из личного опыта.

Дети одну-две минуты, сидя или стоя, слушают все звуки, которые доносятся до них: как тикают в зале настенные часы, как «гудят» дети в соседней группе, собираясь на прогулку, как работает в прачечной стиральная машина и т.д. Удивляются, радуются тому, что услышали, запоминают разные звучания. На прогулке слушают звуки проезжающих машин, шелест листьев, шум дождя, пение птиц, лай собак и т.д.

На музыкальных занятиях дети вспоминают услышанные звуки улицы. Теперь уже в музыке они слышат сигналы машин: большой грузовой (её «сигналы» в малой октаве) и малой легковой (её «сигналы» во второй октаве), на фортепиано «изображаю» щебет птиц, шум дождя и т.д. А вот «большой кот полез на дерево», а «маленький котёнок — за ним» (хроматизм вверх в пределах октавы, но в разных регистрах). «Большой кот слезает с дерева», а за ним «маленький котёнок» (хроматизм соответственно вниз в разных регистрах). Дети удивляются, открывают возможности музыки, радуются этому открытию. Развивается умение слушать и слышать, а потом, слушая и слыша, вместе сопереживать.

В последующих возрастных группах работа по развитию музыкального слуха продолжается. Вот попевка «Музыкальное эхо». Чтобы добиться результата, перед началом её пения предупреждаю: «Мы с вами в лесу, вы спрятались, а я вас ищу. Постарайтесь правильно спеть, чисто, чтобы я вас нашла, и вы не потерялись». Такое предисловие активизирует ребят. Вразбивку пою вместе с фортепиано ноты звукоряда. Дети их повторяют. Затем на одном звуке пою целую фразу: «Дети, где вы?». Они отвечают той же высотой: «Мы тут». Вопрос повторяется желаемое количество раз, высота звука меняется, сознательно закрепляются все звуки музыкальной лесенки, играя в «эхо». Вопросы могут быть другими: «Девочки, где вы?» Девочки: «Мы тут». «Мальчики, где вы?» Мальчики: «Мы тут». «Катя, где ты?» Катя: «Я тут». «Саша, где ты?» Саша: «Я тут». Работаю над чистотой исполнения. Помогают слова: «сосредоточьтесь», «настройтесь», «как считаешь?», «кто поёт лучше?» и т.д. Благодаря этому развиваются самоконтроль, детское воображение, столь необходимые для слушания музыки.

Закрепляем попевку «Музыкальное эхо». Детей рассаживаю в полукруг, спиной к инструменту. Внимание и слух заострены, интерес повышен. Провожу выше описанную музыкальную игру, а после занятия — индивидуальную работу. Развивая у малышей природный слух, не забываю об игре и сказке. Это благодаря им восприятие музыкальных образов становится ярким, интонирование звуков, мелодий — более чистым.

Если даже сказка и игра не будут иметь результата, если предлагаемый материал музыкальный руководитель «не пропускает через своё сердце», если он сам не живёт в мире восприятия своих малышей, их возрастных особенностей. И здесь «волшебным ключиком» является наша любовь к детям.

Вот некоторые нетрадиционные формы работы (в музыкальном зале и в группе):

Дети заняты лепкой, рисованием, конструированием и слушают негромкую музыку: например, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Сладкая грёза», «Вальс» П. Чайковского, «Утро» Э. Грига, «Вальс» Ф. Шопена, «Вальс» А. Глазунова и т.д.

В группе конфликт, дети что-то переживают, то ли за окном грустный дождливый день и т.д. — звучат «Элизе» Л. Бетховена, «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Полонез» М. Огинского и т.д.

Играют в группе или на празднике в «Ёлочный базар», в «Ярмарку» — звучат «Камаринская» П. Чайковского, «Клоуны» Д. Кабалевского.

В группе идёт генеральная уборка, в ней участвуют и взрослые, и дети — могут звучать «Турецкое рондо» В. Моцарта, вальсы И. Штрауса и т.д.

Под «Польку» М. Глинки, «Польку» С. Рахманинова можно танцевать с игрушками, шарами и лентами. Сказочные гусары танцуют под «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.

Звучат произведения П. Чайковского: «Апрель» — воспитанники исполняют фантастический балет в образах «берёз» и «подснежников», вальс из «Спящей красавицы» — дети играют с цветами, радужными лентами, танцуют бальный вальс, «Неаполитанская песенка» — выполняют ритмические упражнения с нарядной лентой в цветах.

Рассматривать на празднике новогоднюю ёлку можно под музыку «Ёлка» В. Ребикова, картины знаменитых художников — под вальсы Ф. Шопена.

Под «Романс» Г. Свиридова исполняют упражнение «Осенний огонь» с жёлто-оранжевыми «языками пламени». Под музыку «Смелый наездник» Р. Шумана мальчики «катаются на лошадках» (палка с головой лошади). Под

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского танцуют девочки с цветами, проявляя творчество.

На осеннем празднике, где с родным краем «прощаются» журавли, «оживают» жёлтые деревья, «машут» улетающим журавлям своими ветками — звучит музыка из телепередачи «В мире животных» (композитор А. Рамирес).

Пьеса «Октябрь» П. Чайковского — незаменимый музыкальный фон на развлечении после наблюдений за изменениями в природе осенью. Под потолком вращается голубой диск, с него падают жёлтые листья. Дети их собирают, потом играют и танцуют с ними.

«Жаворонок» М. Глинки — музыкальное сопровождение для игры-танца «прилетевших с весной птиц» и т.д.

Повторное прослушивание произведения детьми происходит на музыкальном занятии с последующим анализом характера пьесы, его художественных образов, музыкальных средств, которыми пользуется композитор для создания определённого настроения и его образов.

Слушание музыки приобретает особую значимость, когда к этому процессу подключаются родители. Пропаганда классической музыки среди них ведётся через музыкальный уголок, музыкальный ящик. Присутствие и участие родителей в развлечениях, нетрадиционных занятиях по данному виду музыкальной деятельности в детском саду возвышает и активизирует ребят. Совместные викторины, конкурсы, дидактические игры помогают им усваивать программу по слушанию музыки. Поэтому музыкальный руководитель спешит познакомить с ней родителей на собрании, после чего вывешивает перечень программных классических произведений для данной возрастной группы. Позже, во время запланированного развлечения, родители, соревнуясь между собой и с детьми, называют произведения о природе, человеческих переживаниях, называют вальсы, польки известных композиторов и т.д. Рисуют сюжеты этих произведений по своему воображению.

Можно себе представить эмоциональный подъём, царящий на таком мероприятии, если членами жюри являются дети!

До сведения родителей доводится информация, о том, когда в детском саду можно вместе с детьми послушать определённое классическое произведение. Обычно это может быть время, когда мамы и папы забирают детей и ради благого дела могут немного задержаться.

Добрый, тёплый контакт с родителями, их активное участие в данном виде музыкальной деятельности — успех в работе музыкального руководителя по художественно-музыкальному обогащению и культурному развитию детей дошкольного возраста.

Познакомив воспитанников с музыкальными инструментами, приглашаем в гости детей из музыкальной школы. Им педагог в доступной форме рассказывает о произведениях, которые исполняют учащиеся, о многообразии музыкальных жанров, композиторах, инструментах. Гости радушно приглашают ребят в музыкальную школу.

Серьёзно отношусь к совету известных педагогов и использую слушание музыки в психотерапевтических целях. Считаю, что в наше нелёгкое время, когда дети излишне возбуждены и неспокойны — это одна из важных задач укрепления их нервной системы.

О. Волох


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх