Тематическое музыкальное занятие в старшей группе (5—6 лет)

«Музыкальное настроение»

Задачи музыкального занятия: формировать представления о различных средствах музыкальной выразительности, продолжая знакомить с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского;

закреплять знания о скрипке, флейте, фортепиано, трубе, умение дифференцировать их тембровое звучание; формировать представления о кларнете; развивать танцевально-ритмические, вокальные и творческие музыкальные способности детей; эмоциональную сферу на основе расширения диапазона эстетических переживаний; воспитывать музыкально-эстетический вкус.

Материал и оборудование: посылка, письмо; синтезатор, фортепиано, магнитофон, ноутбук, проектор, экран мультимедиа для просмотра презентации, светомузыкальная установка; разноцветные колпачки клоунов, открытка; карточки цветовой палитры и настроений по Г.А. Никашиной; карточки с изображениями девочек (плачущей, танцующей, злящейся, спящей, марширующей), музыкальных инструментов; бубен, шары настроений на палочках, мыльные пузыри, разноцветные кольца (по 2 на каждого ребёнка), фотоаппарат; подставки-стенды, мольберты, портрет композитора Д.Б. Кабалевского, аудиозаписи циркового марша «Парад-алле» (муз. Г.В. Подэльского), «Плакса», «Резвушка», «Злюка» (муз. Д.Б. Кабалевского), «БананаМама» (сл. В. Осошник, муз. Т. Залужной), «Клоун» (сл. и муз. К. Костина).

Ход занятия

Музыкальный руководитель приносит детям в группу посылку из цирка, к которой приклеено письмо: «Тем, кто умеет веселиться и совсем не побоится превратиться поскорей в того, кто в цирке всех смешней».

Воспитатель. Кто же это в цирке всех смешней?

Дети. Клоун.

Открывают посылку, в ней лежат разноцветные колпачки клоунов и открытка. Воспитатель читает:

«Поскорее наряжайтесь

И быстрее превращайтесь,

Буду встрече с вами рад.

Устроим цирковой парад».

Дети надевают колпачки клоунов, подходят к музыкальному залу, в котором по кругу разложены разноцветные кольца. Звучит цирковой марш «Парад-алле», дети входят в зал и останавливаются возле колец.

Музыкальный руководитель (М.р.). Посмотрите, ребята, кто-то приготовил для нас ещё один сюрприз — именно с такими кольцами клоуны и выступают в цирке. Давайте возьмём их и попробуем придумать клоунский танец.

Танец-импровизация «Музыкальная клоунада» (под музыку «Клоуны» Д.Б. Кабалевского).

В конце звучания музыки музыкальный руководитель берёт фотоаппарат (можно игрушечный).

М.р. А теперь внимание — фото на память!

Игра «Фото на память» (проводится, как вариант подвижной игры «Сделай фигуру» или «Раз, два, три — замри!»).

По команде педагога все дети замирают в смоделированной ими позе, как бы создавая групповое фото (можно вывести на экран мультимедиа изображения детских лиц с разными настроениями). Педагог хвалит всех, отмечая наиболее эффектные и интересные позы, предлагает детям сесть на места возле мольберта.

М.р. Молодцы! У каждого из вас получился свой, ни на кого не похожий Клоун. Узнали ли вы музыку?

Дети. «Клоуны» композитора Кабалевского.

М.р. Правильно. Напомните мне, одинаковое настроение было у ваших клоунов во время музыки или оно изменялось?

Дети. Весёлое-грустное-весёлое.

Ответ сопровождается моделированием музыкально-эмоционального ряда карточками настроений и карточками цветовой палитры (по Г.А. Никашиной) на мольберте, затем сравнивают с правильным ответом на экране мультимедиа.

М.р. Ребята, вы уже поняли, что музыку нужно слушать очень внимательно, и тогда она, как настоящий художник, сможет нарисовать в вашем воображении самые разные картины. Слушая музыку с закрытыми глазами, можно увидеть необыкновенные миры и их удивительных героев, а иногда — просто своих друзей и знакомых. Не верите? Тогда давайте отгадаем музыкальную загадку о трёх подружках, которую сочинил для нас уже известный вам композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. А что это за подружки, попробуйте догадаться сами.

Слушание музыки (Д.Б. Кабалевский «Плакса», «Резвушка» и «Злюка»).

На подставке карточки с изображениями девочек: плачущей, весело танцующей с мячиком, злящейся, спящей, марширующей с флажком.

М.р. Сколько разных девочек вы услышали? Что, по вашему мнению, делала каждая девочка и на какой карточке она изображена?

Дети выбирают карточку, выставляют её на мольберт.

М.р. Ребята, давайте ещё раз послушаем пьесу композитора Кабалевского и определим, сколько и какие музыкальные инструменты симфонического оркестра звучат в данном произведении?

На экране мультимедиа изображения инструментов симфонического оркестра. Вместе с детьми идёт дифференцирование по тембральному звучанию: Плаксу исполняет скрипка; Резвушку — кларнет и флейта; Злюку — медные духовые инструменты, трубы.

М.р. Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали?

Дети. Труба, скрипка, флейта.

М.р. Сегодня я хочу познакомить вас с новым духовым инструментом симфонического оркестра — кларнетом.

Появляется изображение кларнета на экране мультимедиа. Педагог дополнительно имитирует его звучание на синтезаторе, сравнивая с флейтой.

Подвижная игра «Угадай, что звучит?» (модифицированный вариант).

По углам ковра на подставках располагаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Педагог на синтезаторе импровизирует звучание знакомых мелодий (попурри) в имитации звучаний флейты и кларнета, скрипки и трубы. Дети должны быстро дифференцировать звучание по тембру, подбежать к нужной карточке, дополнительно отвечая на вопросы о характере сыгранного отрывка либо выполняя игровое задание и «нарисовать музыку руками».

М.р. Слышу за дверями звон,

Может быть, металлофон?

Дети. Нет.

М.р. Иль в ушах моих трезвон?

Барабан? Трещотка? Ложки?

Помогите мне немножко.

Ведь для вас выбор нетруден.

Что звенит за дверью?

Дети. Бубен.

М.р. Кто там ходит? Объявись!

Перед нами покажись.

В зал под мелодию песни «Клоун» (сл. и муз. К. Костина) входит Клоун с бубном и шариками на палочках.

Клоун.

Привет, друзья, а вот и я!

Весёлый клоун Тру-ля-ля!

Услышал музыку и пенье,

Решил добавить настроенья!

Принёс для вас сюрприз такой —

Весёлый, лёгкий, озорной.

На шары вы посмотрите,

Какой вам по душе,

На тот и укажите.

Наряднее всех оформлен красный шарик — с радостным личиком; голубой — со спящим; жёлтый — с удивлённым; фиолетовый — с плачущим; лопнувший шарик — со злым личиком, приклеенным к нему. Дети подходят к тому шарику, чьё настроение им хочется взять с собой.

Клоун. Если вам нравится весёлое настроение, предлагаю потанцевать.

М.р. Дети, давайте покажем клоуну наш ритмический танец «БананаМама».

Педагог обращает внимание на осанку, выравнивает постановку рук и ног, акцентирует внимание детей на перестроении в парах «до-за-до» в музыкальном проигрыше после первого куплета. Личным примером создаёт эмоциональный настрой.

Дети исполняют разученную часть танца «БананаМама» (сл. В. Осошник, муз. Т. Залужной), далее музыкальный руководитель предлагает придумать свои танцевальные движения. Педагог хвалит детей, отмечая их фантазию, творчество и созданное позитивное настроение.

Клоун. Ребята, мне очень понравился ваш зажигательный танец! И как только я вернусь в цирк, обязательно научу так танцевать всех наших циркачей. Обещаю, что на следующем занятии мы с вами сможем станцевать его вместе.

М.р. Дорогой Клоун Тру-ля-ля, наши дети не только танцевать умеют. Они ещё и в музыке разбираются. Ребята, расскажите Клоуну, с каким произведением вы познакомились на этом занятии.

Дети. «Плакса», «Резвушка», «Злюка».

М.р. Какой характер мелодий? Какие музыкальные инструменты звучали? Какой композитор сочинил это музыкальное произведение? Каких композиторов вы ещё знаете? С каким новым музыкальным инструментом сегодня познакомились? Какое у вас настроение? (Ответы детей.)

Клоун. Вы подарили мне отличное настроение! И я приглашаю всех на дискотеку мыльных пузырей. Пусть у каждого будет самое прекрасное музыкальное настроение. Танцуют все!

Клоун Тру-ля-ля достаёт мыльные пузыри, музыкальный руководитель включает светомузыкальную установку.

Мини-дискотека с Клоуном Тру-ля-ля (под аудиозапись песни «Клоун»).

Клоун прощается и уходит, дети возвращаются в группу.

Л. Исмаилова


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх