Я — музыкальный руководитель детского сада

Музыка! Прекрасна, безгранична и удивительна эта область человеческой культуры!

Она облагораживает человека, возвышает его мысли, оказывает положительное воздействие на формирование души ребёнка. Это хорошо понимал мудрый воспитатель народ, о чём красноречиво свидетельствуют созданные им задушевные, мелодичные колыбельные песни. Их поют детям с первых дней рождения, утешая, согревая материнской любовью, воплощённой в словах и музыке.

Очень важно как можно раньше пробудить у детей интерес к музыке, научить их понимать и любить её, сделать необходимой в повседневной жизни. Без решения данной задачи невозможно полноценное воспитание ребёнка.

мальчик барабанитМир музыкальных звуков — сфера особая, эстетически очень тонкая, требующая от воспитателя дошкольного образования, музыкального руководителя соответствующего подхода. Это не просто умение «учить музыке», а нечто значительно большее. Детей нужно трепетно, с любовью вводить в удивительный, чарующий мир музыки, учитывая особенности их возраста: повышенную эмоциональность, потребность в движениях, играх и весёлых «придумках».

Положительные эмоции способствуют подъёму жизненного тонуса всего организма, повышают работоспособность и улучшают общее самочувствие. Поэтому мы должны приходить к воспитанникам только в состоянии душевного подъёма, излучая любовь и доброту.

Эмоциональный комфорт для малышей в их общении со взрослыми — первостепенное условие успеха в познании музыки. Язык этого искусства, может быть, единственный в мире, на котором человеческая душа способна выразить самое сокровенное, возвышенное.

Занятия музыкой не терпят спешки, скуки, раздражения. Ворота этого удивительного, загадочного царства нужно открывать без окриков, увлечённо, терпеливо.

Околдуем ребёнка музыкой, как волшебной сказкой. Превратим музыкальные занятия в мини-спектакли, где педагог выступит в роли режиссёра, а дети станут актёрами. Педагог-музыкант, взявший на себя роль режиссёра, должен не только уметь петь без музыкального сопровождения, аккомпанировать себе, но и профессионально владеть речью, говорить красиво, увлекательно, чтобы музыка и слово гармонично сочетались. Нужно иметь хорошо поставленный голос, владеть его силой, богатством интонационных красок и оттенков, уметь мастерски переключаться с пения на разговорную речь и с речи на пение, увлекая и волнуя детей гармонией звуков. Все ли мы обладаем таким мастерством?

Представим себе ситуацию: звучит песня в исполнении музыкального руководителя, аккомпанирующего себе на фортепиано. Воцаряется тишина. Дети в ожидании чего-то необычного, удивительного. Должен осуществиться процесс магического воздействия музыки на их чувства, фантазию и образное мышление. Но вот песня прозвучала… Полное разочарование: её содержание не дошло до сознания, не взволновало маленьких слушателей. Вялое исполнение развеяло иллюзии ожидаемого. Нет искусства! Состоялось обычное стандартное музыкальное занятие. Интерес к нему и контакт между детьми и педагогом утеряны.

Музыкальный руководитель обязан владеть методикой обучения пению, учитывая то, что в ней большое значение имеет первоначальное выразительное и яркое исполнение песни. Дети должны почувствовать общее настроение, характер музыки. Только эмоционально-захватывающее исполнение произведения может увлечь их, вызвать эстетический отклик.

Очень важно после прослушивания песни найти увлекательную форму общения с детьми, стимулировать их желание выразить своё отношение к услышанному. В первых оценочных высказываниях малышей проявляются ещё несмелые попытки самостоятельного эстетического суждения.

Основным средством общения педагога с ребёнком, как известно, является речь. Чтобы разговорить детей, педагог должен владеть искусством живого слова, основами культуры устной речи. Даже от самого звучания его голоса зависит так много!

Н. Андгуладзе, выдающийся грузинский певец и педагог-вокалист Тбилисской консерватории, на вопрос о том, что, быть может, судьбой голоса надо заниматься с ранних лет, ответил: «Я считаю, что у каждого ребёнка надо пробудить интерес и радость звукоизвлечения. Ему не должно быть безразлично, каким голосом он поёт в хоре или даже кричит на футбольном поле… Когда дети хорошо поют, они, как певчие птицы, как ангелы».

Там, где детей методически правильно учат петь, где прививается любовь к песне, она становится для них необходимой, настоящим спутником жизни. Песня активно влияет и на развитие музыкальных способностей, на воспитание у них чувства прекрасного. Методически продуманная, увлечённая работа с песней развивает и закрепляет навыки правильного дыхания, голосообразования, культуры пения.

Любая работа над песней начинается с распевания, «разогрева» голосового аппарата. Но этим назначение распевания не ограничивается. Оно гораздо шире. Распевание — это часть музыкального занятия, в процессе которой формируются основные вокально-технические навыки голосообразования (фонационное дыхание, атака звука, певческая артикуляция, дикция). Педагог должен уметь применять методику использования певческих упражнений в своей работе. Ему необходимо знать психолого-педагогические основы применения упражнений и представлять их назначение. Пение упражнений является обязательным условием совершенствования вокально-технических навыков.

Вокальные упражнения — это многократно повторяемые специально организованные вокальные действия. Разыгрывая какую-либо роль или участвуя в определённой игровой ситуации, ребёнок с удовольствием и добровольно вступает в отношения, которые в обычной обстановке кажутся ему непривлекательными или недоступными. При этом он, увлекаясь игрой, проявляет активность, волю, целеустремлённость, находчивость, смелость, артистизм, более высокий уровень специальных (музыкальных), общих (мыслительных) способностей и другие личностные качества. Под воздействием игровой роли он перевоплощается. Игровые попевки помогают тренировать навык полётности голоса. Вот один из фрагментов.

Музыкальный руководитель: «Давайте, ребята, представим, что мы в лесу. Чтобы не потеряться, время от времени будем перекликаться словом «Ау!». Начинаем наше путешествие. Дети, ау! (интонация кварты вверх ми1-ля1)». Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: «Прислушайтесь, вот и дятел нас приветствует. Он стучит по дереву нежно, музыкально (на одном звуке соль1): «Тук-тук-тук». Ответьте ему». Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: «И кукушка прилетела. Не хочет молчать: «Ку-ку! Ку-ку! (си1-соль1, си1-соль1)». Дети повторяют.

Все попевки малыши поют за педагогом без музыкального сопровождения. Такие игры-упражнения могут творчески развиваться при каждом последующем посещении леса.

Упражнением может служить песня «Утро в лесу». Её разучивают при первом знакомстве. Педагог запевает, а дети исполняют припев. В качестве попевок можно использовать песни «Парсючок» (на слова И. Махониной), «Цуды», «Верные друзья» (на слова С. Галкиной) и др.

При исполнении всех попевок особое внимание обращается на правильную организацию атаки звука: чёткую, активную, но мягкую. Атака первого звука определяет звучание всей попевки. На одном занятии не следует использовать более 2—3 упражнений попевок.

Какими бы совершенными ни были программы и методические пособия по музыке, результаты обучения всегда зависят от личности педагога, от его профессионального мастерства, помогающего создать творческую атмосферу, превратить музыкальные занятия в настоящий детский праздник.

Особое значение в общении с детьми придаётся мимике — одной из важнейших форм проявления чувств человека. Выразительные движения мышц лица так много говорят слушателям. Безжизненная, статичная мимика — помеха в общении с детьми.

Не менее важен и взгляд педагога, которым можно выразить своё отношение к ребёнку, его поведению, подбодрить, дать сигналы говорить, замолчать и т.д.

Детям нравится внимание взрослого, им приятны доброжелательные, ласковые прикосновения. А это можно выразить, обняв, погладив по голове, положив руку на плечо и т.п. Прикосновением можно успокоить расстроившегося ребёнка, пожалеть его, поощрить в случае удачного ответа, подбодрить робкого, неуверенного.

Большую помощь в работе с детьми оказывают и жесты, способные сказать об эмоциональном состоянии человека, его характере. Они имеют побудительное значение. Особенно важны жесты для музыкального руководителя. Они помогают активизировать внимание детей во время пения, показать вступление, пение цепочкой, нюансы (форте, пиано), поддержать нужный ритм, ускорение или замедление темпа, окончание пения. Педагог должен уметь управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать уверенно в публичной обстановке, постоянно поддерживать внимание и интерес детей.

Хотелось бы ещё остановиться на очень важном моменте в процессе обучения детей пению, а именно — на взаимосвязи речи и дыхания. Как известно, едва человек появляется на свет, он начинает дышать. Без дыхания жизнь невозможна. Так и песня без дыхания не получится, не зазвучит. Помимо чисто физиологической функции дыхание выполняет ещё и функцию голосообразования. Педагогу, прежде чем начать учить ребёнка петь, нужно самому овладеть так называемым фонационным дыханием. Самым удобным для речи и с физиологической, и с профессиональной точки зрения является специально тренируемый смешанный, или диафрагмально-рёберный тип дыхания. При нём происходят полное расширение грудной полости и максимальная вентиляция всех участков лёгких. Напряжение нижних межрёберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращённом состоянии. Этим мы можем добиться более глубокого, спокойного, равномерного и плавного выдоха, незаметного для окружающих. Нужно постоянно следить за работой диафрагмы, иначе не может быть правильного дыхания и нормального голосоведения. Чем полнее заполнены воздухом лёгкие, тем лучше звучит голос певца-исполнителя.

Педагог обязан постоянно работать над собой, совершенствовать своё мастерство. Нет лучше стимула для него, чем восторженное детское: «Мне интересно!». Педагог-музыкант в своей работе с детьми берёт за основу два мотива: «интересно» и «красиво».

«Интересно» — многозначный мотив. Он выражает радость приобщения к искусству, чувство наслаждения им. Давайте своё общение с детьми превратим в обоюдное удовольствие, а обыденное музыкальное занятие — в небольшое театральное представление, в котором ребёнок-зритель становится его участником.

Театр — удивительный и прекрасный мир творчества! Он и способ познания, и развлечение, и кафедра, с которой много доброго можно сказать людям, особенно детям.

Малыши с интересом принимают любую условность, любые предлагаемые обстоятельства, в которых им представляется возможность фантазировать, творчески выявить себя в каком-либо персонаже. Поражает сила и острота их эмоций, непосредственность выражения этих эмоций. Дети, не выходя из зала, могут совершить путешествие в любую пору года, побывать в лесу, перевоплотиться в любой из персонажей сказки и т.п.

Давайте представим, что музыкальный зал — это театр, что действия, проходящие в нём, — мини-спектакли. Ребята всегда спешат на такие музыкальные занятия, с удовольствием в них участвуют. На мини-спектакле в восприятии материала, предложенного взрослыми (музыкальным руководителем и воспитателем дошкольного образования), подключаются чувства, фантазия, художественное воображение, проявляются находчивость, дух творчества детей. Подобные занятия увлекают их, приносят радость приобщения к прекрасному, познания нового.

Если в упражнении мы осваиваем тот или иной навык, взятый изолированно, то этюд — это всегда событие с ярко выраженными элементами игры. Его содержание мы раскрываем сценически, театральными средствами в сочетании с музыкой. Чем эмоциональнее и выразительнее это осуществляется, тем сильнее воздействие этюда на чувства детей и окружающих. Повторяя его, малыши совершенствуют своё исполнение, смелее и глубже входят в образ. Педагог следит за их движениями, согласованностью действий с музыкой, словами.

Начальной формой этюда является песня-игра. Этюды могут исполняться отдельными детьми, небольшими подгруппами и целой группой. Уже к 5—6 годам у них достаточно хорошо развито воображение. Они музыкальны, артистичны, движения становятся выразительнее. Дети свободнее перевоплощаются в тот или иной образ и с удовольствием инсценируют песни. Трудность заключается в том, что они должны одновременно выразительно исполнить песню, разыграть в движениях действие (сюжет) данного этюда и согласовать движения с музыкой. Однако и с этим они довольно успешно справляются.

При повторении этюда необходимо способствовать совершенствованию его исполнения, предоставляя воспитанникам возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее исполнить отдельные детали, согласовывая движения с музыкой. Несколько заранее подготовленных этюдов с играми, песнями, поэтическим словом и танцами могут быть объединены в один большой спектакль.

Превратить обычное музыкальное занятие в мини-спектакль не так-то просто. Здесь всё зависит от таланта, умения и профессионализма педагога-музыканта. Он берёт на себя не только роль режиссёра-постановщика, но и роль главного исполнителя (играет на инструменте, поёт, танцует, показывает, рассказывает и т.п.). Любой мини-спектакль — это действие, тот стержень, на который нанизывается музыкальный материал. Развитие его может происходить в лесу, деревне, на ярмарке и т.п. Желательно использовать игровые атрибуты, которые становятся своеобразным учебным пособием. Они помогают объединить в одно целое самый разнообразный, даже не связанный тематикой музыкальный материал (кубик, волчок, волшебный мешок, музыкальная книга, чудо-окно, волшебное дерево и т.п.).

Прежде чем перейти к непосредственному знакомству с этюдами и мини-спектаклями, хочу сказать ещё, что основой их является песня, точнее, песня-игра. Подбирая тексты для песен, автор исходил из того, чтобы их можно было использовать в качестве игрового материала, чтобы, слушая песню, а также работая с ней, дети с ранних лет прониклись любовью к родному языку, пополнили свой словарный запас.

Музыкальные этюды и мини-спектакли для детей

С. Галкина


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх