Дефекты речи у ребенка: как их преодолеть?

Исключительно важное значение имеет раннее распознавание дефекта и ранняя коррекция аномального речевого развития, поэтому уже в дошкольном возрасте возникает необходимость всестороннего комплексного изучения детей с отклонениями в развитии. Оно предусматривает:

  • подробный анамнез, данные о социально-бытовых условиях жизни ребенка;
  • соматический и неврологический статус ребенка;
  • психологическое обследование;
  • логопедическое обследование.

Необходимо отметить, что у соматически ослабленных детей-логопатов нарушена координация движений, слабо развита мелкая мускулатура рук, практически отсутствует природная ловкость, быстрота и выносливость. Как правило, такие дети не выдерживают физическую нагрузку, но без физкультуры, без двигательной активности ребенок не может расти и развиваться.

Движение предупреждает различные болезни, особенно связанные с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. В движении формируются первые представления ребенка об окружающем мире, его вещах, явлениях посредством перемещения в пространстве, движения глаз, рук, языка, что особенно важно для детей-логопатов. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Для развития координации, равновесия в детском саду используется нестандартное оборудование: дорожки, вырезанные из ворсонита или изоплена длиной 2,5 — 3 м, шириной 20 см, балансир-качалки — натянутая через весь зал веревка, закрепленная за 2 стойки. Веревку можно поднимать и опускать на определенную высоту и, прикрепив к ней ленты на равном расстоянии друг от друга, выполнять ходьбу “змейкой” и т.п.

Вся профилактическая работа проводится в тесном контакте с воспитателями. Воспитатели включают элементы профилактики и психогимнастики в комплексы утренней гимнастики, в занятия после дневного сна, в физкультурные занятия на прогулке. В этом же направлении ведется и работа с родителями: беседы о том, что только проводимая работа, которая выполняется последовательно, разумно и настойчиво, позволяет достигнуть успеха в укреплении мышц, суставов, нервной системы, в профилактике заболеваемости. Родителям предлагаются игровые элементы гимнастики в форме домашнего задания. Такая систематическая комплексная работа в нашем дошкольном учреждении стала давать положительные результаты: резко снизилась заболеваемость детей, они стали лучше справляться с нагрузкой, снижается утомляемость, повышается работоспособность, что существенно влияет на качество логопедической коррекционной работы.

В соответствии со специализацией дошкольного учреждения основную нагрузку в коррекционной работе несут логопеды.

В своей работе они используют комплексный подход к решению задач развития речи и психофизических функций. Чтобы добиться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса на протяжении всего занятия, логопеды применяют различные наглядные и игровые приемы, что создает условия для повышения умственной и речевой активности детей, способствует созданию творческой атмосферы, психологического комфорта и эмоционального подъема. На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи используются упражнения по релаксации, психогимнастике, игры на развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики, дыхательные упражнения и упражнения на модуляцию голоса, задания на развитие познавательных процессов.

Каждое занятие логопеда имеет единую сюжетную линию, все части его взаимосвязаны и дополняют друг друга. Помимо развития лексико-грамматических средств языка и связной речи логопеды проводят занятия по овладению правильным, четким произношением звуков, их дифференциации, обучению навыкам звукослогового анализа и синтеза, а также по подготовке к овладению грамотой.

Использование комплексного метода для коррекции речевых и психофизических нарушений позволяет эффективно развивать произношение, лексику, грамматику, связную речь, способствует восстановлению психофизических функций и активизации познавательных процессов.

Спецификой нашего учреждения является то, что к нам поступают дети старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте родителей часто начинает беспокоить дефект речи ребенка, так как в старшем дошкольном возрасте начинают формироваться предпосылки психологической готовности детей к школе. Поэтому в процессе осуществления коррекции речевого дефекта идет интенсивная подготовка ребенка к школьному обучению. В начале и конце учебного года в дошкольном учреждении проводится психолого-педагогическое обследование детей на готовность к школьному обучению. Задача предварительного обследования поступающих в детский сад старших дошкольников — определение уровня коррекционной работы с детьми по подготовке к школе. В связи с тем, что поступающие к нам дети имеют отставания в речевом и психофизическом развитии, уровень готовности к школьному обучению у наших дошкольников ниже, чем в общеобразовательных детских садах.

На основе диагностического обследования специалистов медико-реабилитационного центра, психолога, дефектолога, данных о физическом развитии ребенка психолог разрабатывает и принимает участие в осуществлении коррекционных развивающих программ.

Психологическая коррекция рассматривается как совокупность методов, направленных на развитие, стимулирование потенциальных возможностей, а также выравнивание, исправление, коррекцию тех трудностей, которые связаны с созреванием и развитием интеллекта ребенка.

В нашем детском саду проводятся развивающие занятия, направленные на стимулирование активности познавательных процессов. Занятия проводятся 1 — 2 раза в неделю и длятся 25 — 30 минут с подгруппой детей (6 — 7 человек). Развивающие занятия — ото комплекс игр и упражнений, посредством которого осуществляется развитие произвольного внимания и его основных процессов, развитие восприятия, активизация мышления, воображения. При систематическом проведении таких занятий у дошкольников повышается познавательная активность, успех в обучении, реализуется потребность в интеллектуальной нагрузке. Всю эту работу проводит психолог дошкольного учреждения.

Коррекционная работа требует тесного взаимодействия с родителями. Выполняя запросы родителей, психолог проводит психологическое консультирование, в ходе которого дает рекомендации родителям, позволяющие им осуществлять интенсивную подготовку к школе в домашних условиях.

У детей, имеющих отклонения в развитии, как правило, обеднена эмоционально-волевая сфера. Это проявляется в том, что дети не всегда адекватно реагируют на происходящие вокруг них события, не умеют выражать свои эмоции, речь и мимика таких детей невыразительны. Поэтому в работе с детьми-логопатами внимание уделяется развитию выразительности движений мышц лица, всего тела, умения выражать свои эмоциональные переживания. Такая работа проводится на специально организованных музыкальных занятиях, а также в кружковой

Реабилитация ребенка с особенностями развития в целом должна представлять собой единство лечебной, психологической и педагогической коррекции. Взаимодействие таких специалистов, как медицинский работник, психолог, дефектолог, руководитель по физвоспитанию, воспитатель, заведующая дошкольным учреждением, дает эффективные результаты в работе с детьми.

А. Максимцова, Е. Солодовникова


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх