Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи

 Занятие с использованием методов и приёмов ТРИЗ-технологии

Задачи:

  • познакомить детей с историей изобретения и развития телефона; расширить представления о различных конструкциях телефона; развивать ретроспективный взгляд на предмет;
  • упражнять в разрешении проблемной ситуации;
  • формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы:
  • учить детализировать наиболее удачные идеи;
  • формировать подвижность детского мышления;
  • учить, целенаправленно изменять образы объектов, создавать новые;
  • преобразуя, комбинируя значение признаков;
  • развивать диалогическую речь (самостоятельные ответы на вопросы);
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, умение выслушивать товарищей.

Материал: чехлы для сотовых телефонов, двухсторонний скотч, паетки.

Предварительная работа:

Чтение отрывка из рассказа Н. Носова «Телефон», рассказа Е. Нефедовой «Кто спас деревню?», истории Е. Нефедовой «Живое радио» персидского царя», «Путешествие в прошлое телефона».

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся и передадим тепло своих ладошек друг другу. А сейчас поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь с ним крепко

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

 

Сегодня день у нас особый

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете сейчас нельзя.

 

А вот какой это предмет, нам поможет отгадать загадка.

Слушайте внимательно.

Через поле и лесок

Подаётся голосок,

Он бежит по проводам:

Скажешь здесь, а слышно там.

В. Молодцы! Правильно отгадали. Это телефон.

Карта Времени

В. В наше время, когда существует телефон, телеграф и радио, передать сообщение на расстоянии совсем не трудно. Но как же поступали в таких случаях наши предки? Давайте оправимся в путешествие по страницам Карты Времени.

Книга открывается

Путешествие начинается.

Ещё древние люди начали общаться между собой и передавать друг другу сообщения. Как они это делали, если не умели говорить? (Жестами, мимикой, с помощью рисунков).

В. А это — средние века. Как вы думаете, как поступали наши предки, если нужно было передать сообщение на расстоянии? (Кричали, стучали в барабаны, изобрели голубиную почту, определяли на службу выносливых гонцов, кидали закупоренные бутылки, били в колокол, зажигали факелы на сигнальных вышках).

А ещё в замках средневековья обнаружены секретные ходы, проложенные в стенах, с помощью которых проводились переговоры, сообщалось о прибытии гостей, передавались сообщения.

(Помогите мне найти нужные картинки.)

Проходило время, человек многому учился, создавая для себя новые удобные предметы. С чего же начиналась история создания телефона?

Давным-давно люди мечтали о том, как было бы славно передавать на большие расстояния живой человеческий голос. Первый телефон представлял собой две трубки, похожие на воронки. В одну из них говорили, а другую прикладывали к уху. Потом появился ручной телефон. Позднее придумали телефонный аппарат с диском, который состоял из корпуса, трубки, цифрового диска. А изобрёл телефон шотландский учитель, который работал в школе, где дети не слышали и не могли говорить. Его звали Александр Грехем Белл. Телефон получил своё название от двух слов (греч.) «теле» — далеко и «фон» — звук. Получается, что телефон — это голос издалека.

А вот эта страничка нашего времени. И мне без вашей помощи не обойтись. Какими бывают телефоны? (Телефон-автомат, кнопочный телефон, радиотелефон, сотовый телефон, видеотелефон, телефон с определителем номера.)

Молодцы ребята!

Проблемная ситуация

«Как передать сообщение, если у нас нет телефона?»

(Радио, телевидение, компьютер, объявление в газету, письмо, телеграмма, по факсу, пейджер.)

Телефон помогает людям связываться друг с другом, где бы они не находились, и передать любое сообщение.

Физкультминутка «Как живёшь?»

А сейчас мы немного отдохнем, а заодно покажем — как мы живём!

— Как живёшь?

— Вот так!

-А плывёшь?

— Вот так!

— Как сидишь?

— Вот так!

— А бежишь?

— Вот так!

— Воду пьёшь?

— Вот так!

— А идёшь?

— Вот так!

— Ночью спишь?

— Вот так!

— Утро ждёшь?

— Вот так!

— Вдаль глядишь?

— Вот так!

— Машешь вслед?

— Вот так!

— Ждёшь обед?

— Вот так!

— Как шалишь?

— Вот так!

— А ещё?

— Вот так!

— Как грозишь?

— Вот так!

— А молчишь?

— Вот так!

— Как живёшь?

— Вот так!

Морфологическая таблица.

В. Страничка будущего в нашей книге не заполнена, ведь какие телефоны будут через много лет, мы можем себе только представить. А давайте попробуем придумать телефоны будущего.

 
ФормаЗвездочкаИгрушкаКнижкаСердечкоГеометрические формы
ЗвукСиренаКолыбельнаяТанцевальнаяПение птицЗвуки природы
Свойства и качествоВесёлыйРазноцветныйГоворящийУмныйАроматный


В.
Я хочу, чтоб мой телефон был в форме многоугольника. Такого ни у кого не будет. И звонок у меня будет очень необычный: если хорошие новости, то будут слышны трели соловья, если плохие — раскаты грома. Если будут звонить друзья, я услышу шум прибоя, а если начальники с работы — шорох листьев. А ещё мой телефон будет разноцветный и сможет предсказывать погоду: если хорошая погода — загорится жёлтый огонёк, а если дождь — синий, если меня ждёт удачный день — зелёный, а если какие-то трудности — красный.

Воспитатель предлагает детям придумать свои варианты.

Практическая деятельность.

В. У меня для вас сюрприз (волшебная шкатулка). Давайте посмотрим, что в ней. Посмотрите! Здесь чехлы для сотовых телефонов. Выберите себе понравившийся чехол. Предлагаю их украсить и подумать, кому вы их хотите подарить.

Рефлексия. Самоанализ и самооценка своей деятельности детьми.

Подводя итог занятия, даю оценку каждому ребёнку отмечаю его достижения и продвижения вперёд.

Т. Даниелян


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх