Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей 3—4 лет

Дошкольный возраст — особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период малыш получает необходимую ему информацию в основной деятельности — в игре.

Игра вводит его в необыкновенный и многообразный мир вещей и предметов, где он знакомится с их свойствами и качествами. В игровой деятельности происходит общение ребёнка с окружающими людьми, которое способствует формированию его речи.

Само содержание игр и игровых упражнений позволит привлечь малыша к совместной речевой деятельности, в которой он будет выступать в роли помощника, взрослый — в роли нуждающегося в этой помощи и направляющего ребёнка на решение созданных им проблемных ситуаций. Развитие речевых способностей малыша целесообразно проводить в обстановке естественного общения партнёров по игре: взрослого и ребёнка, не обязательно сообщать ему о том, что с ним будут заниматься.

Любая деятельность требует создания обстановки тепла, доверия, положительного эмоционального настроения, способствующего активизации речи. Так как мышление ребёнка в период с 3—5 лет наглядно — образное, то ему легче воспринимать информацию, опираясь на наглядность. С этой целью необходимо использовать игрушки и наборы картинок с изображением различных предметов и объектов, которые имеются в его окружении.

При организации игровой деятельности с детьми 6-летнего возраста можно использовать речевые игры без опоры на наглядность, так как в данном возрасте у ребёнка формируется словесно-логическое мышление и появляются предпосылки учебной деятельности. Однако полностью исключать наглядность при проведении речевых игр не следует.

Для каждого возрастного этапа существуют разные по содержанию речевые игры. Их содержание определяется возрастными возможностями и способностями ребёнка. В ходе проведения таких игр необходимо придерживаться определённой структуры их проведения, чтобы сохранить логическую последовательность речевой деятельности. Особенность этой деятельности заключается и в том, что неоднократно возвращаться к выполнению предыдущих речевых упражнений, усложнять их.

Если в процессе игры малыш с чем-то не справляется, помогите ему, поддержите, подскажите, никогда не ругайте! Ваша помощь окажет положительное влияние на формирование у него необходимых знаний и интереса к речевой и игровой деятельности.

«Назови игрушку»

Цель игры: формировать у ребёнка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Материал: игрушки: зайчик, котик, лиса, белочка (или другие игрушки, главное обратить внимание ребёнка на характерные признаки и действия рассматриваемого предмета).

Ход игры: покажите ребёнку 3—4 игрушки, предложите ему назвать их. «Это… (заяц, лиса, утёнок)». Расскажите о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она белая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично опишите другие игрушки, а ребёнок назовёт их.

«Скажи, какой» (усложнение предыдущей игры)

Цель игры: учить ребёнка выделять и называть признаки предмета.

Материал: набор овощей: огурец, помидор, перец; набор фруктов: яблоко, груша, апельсин.

Ход игры: поочерёдно достаньте из коробки предметы, назовите их, например, это — груша. Предложите ребёнку назвать признаки предмета, ответив на вопрос: «Она какая?» (Жёлтая, мягкая, вкусная.) Далее покажите помидор (красный, круглый, спелый, сочный), огурец (продолговатый, зелёный, хрустящий). Игру продолжайте до тех пор, пока не будут рассмотрены все овощи и фрукты.

«Что напутал Буратино?» (усложнение предыдущей игры)

Цель игры: учить ребёнка находить ошибки в описании предмета и исправлять их.

Материал: игрушка Буратино (или любой другой персонаж из сказки), игрушки: утёнок, зайчик, кошечка (либо другие игрушки).

Ход игры: создайте сюрпризный момент — в гости к ребёнку пришёл Буратино (или другой персонаж из сказки) со своими друзьями утёнком, зайчиком и котиком. От имени персонажа сказки расскажите про его друзей (по очереди). Во время рассказа допускайте неточности в описании, например: «У утёнка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!» или «У зайца маленькие ушки, он зелёный» или «У кошки колючая шубка». Попросите ребёнка исправить услышанные им неточности.

«Моя кукла»

Цель игры: учить ребёнка называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Материал: кукла.

Ход игры: расскажите ребёнку, что куклу назвали некрасивой и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем, какая она красивая. Предложите ребёнку ответить на вопросы:

— Кто это? (Кукла.)

— Какая она? (Нарядная, красивая.)

— Как её зовут? (Света.)

— Что Света умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.)

Вместе с ребёнком расскажите про Свету. Начните, а он пусть дополняет: «Наша Света… (самая красивая). У неё… (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». После того как ребёнок расскажет о кукле, похвалите его от её имени.

«Сравни кукол» (усложнение предыдущей игры)

Цель игры: учить ребёнка соотносить предметы с разными характеристиками.

Материал: куклы, отличающиеся по внешнему виду, мячи, разные по цвету и размеру.

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть двух кукол. Попросите своего малыша дать куклам имена (Света и Даша) и сказать, чем они отличаются:

— У Светы светлые и короткие волосы, у Даши — тёмные и длинные.

— У Светы голубые глаза, у Даши — карие.

— Света в платье, а Даша в юбке (брюках), у кукол разная одежда.

После того как ребёнок справится с первым заданием, предложите ему другую ситуацию:

— Куклы захотели поиграть, они взяли что? (Мячики.) Что можно сказать про этот мячик. Он какой? (Круглый, резиновый, синий, маленький.) А про этот мячик? (Большой, красный.) Что можно делать с мячами? (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать.)

— Посмотри на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

«Назови, одним словом»

Цель игры: закрепить представления ребёнка об обобщающих словах.

Материал: картинки с изображением предметов мебели, игрушек, посуды, одежды.

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинки и назвать предметы, изображённые на них. Затем попросите его найти слово, которое объединяло бы такие предметы, как мяч, кукла, мишка, машинка — (игрушки). После того как ребёнок справится с этим заданием, предложите ему выбрать картинки и объединить их одним словом, например, тарелка, чашка, кастрюля — это … посуда и т.д.

«Последовательность событий»

Цель игры: учить ребёнка выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Материал: 4 набора по две картинки с последовательным выполнением действий (например: девочка моет куклу и вытирает её, мальчик спит и мальчик одевается, мальчик лепит ком и картинка, на которой мальчик слепил снеговика).

Ход игры: предложите ребёнку вначале две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит и мальчик одевается). Попросите ребёнка назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть чётко видны начало и конец действия.

«Добавь слово»

Цель игры: учить ребёнка подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.

Ход игры: предложите ребёнку придумать окончание к предложению.

— Оля поела и… (пошла гулять).

— Коля умылся и… (сел кушать).

— Оля замёрзла и… (пошла домой).

— Дети играли … (с зайчиком).

— Зайчик испугался… и (побежал, спрятался)

— Девочка обиделась и… (ушла, заплакала).

Незавершённость предложений подсказывайте ребенку интонацией.

Пашко В.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх