Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей 5-го года жизни

«Громко шёпотом»

Цель: учить ребёнка подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шёпотом.

Ход игры: расскажите ребёнку, что в гости к котёнку прилетела оса. Сначала произнесите фразу вместе:

— «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эту рифмовку повторите громко — тихо — шёпотом.

— «Су-су-су — кот прогнал осу» (текст проговорите  вместе с ребёнком быстро и медленно). Предложите ему закончить фразу самостоятельно:

— Са-са-са…….. (там летит оса),

— Су-су-су……… (я боюсь осу).

В данной игре можно придумывать разнообразные ситуации и использовать при этом разные по содержанию чистоговорки, например:

— За-за-за — на горе коза.

— Зу-зу-зу — пасу козу.

— Зы-зы-зы — рога у козы.

«Кто больше слов скажет»

Цель: научить ребёнка называть качества, признаки и действия животных.

Материал: картинки с изображением разнообразных животных (белочки, зайчика, лисички, собачки, волка и др.).

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинку, например, лисичку, и рассказать о ней: какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов из разных частей речи: лисичка рыжая, пушистая, хитрая, сообразительная; она выслеживает зайчика, зимой хвостом заметает свои следы, чтобы её не обнаружили охотники и т.д.

Аналогично можно предлагать ребёнку рассказать про других животных: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; собака — ласковая, добрая, дом сторожит, любит есть косточку и т.д.

«Какие бывают иголки»

Цель: дать ребёнку представление о многозначном слове «игла».

Материал: картинки с изображением различных видов игл.

Ход игры: уточните у ребёнка:

— Какие иглы ты знаешь? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

— Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

— Какой иглой шьют и вышивают? (Швейной.)

— Что делают медицинской иглой? (Укол.) Прочитайте ребёнку следующее стихотворение:

Есть у ёжика и ёлки

Очень колкие иголки.

В остальном на ёлку ёж

Совершенно не похож.

Уточните у ребёнка:

— Где живёт ёж?

— Для чего ему нужны иголки? (Чтобы защищаться.)

«Шишка»

Цель: познакомить ребёнка с разными значениями многозначного слова «шишка».

Ход игры: прочтите ребёнку следующее стихотворение:

Что растёт на елке?

Шишки да иголки.

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

Уточните у малыша, про какие шишки говорится в первой части стихотворения и про какие во второй? Попросите подобрать к слову «шишка» слова в рифму («малышка», «мышка», «мишка»…). Вспомните вместе со своим ребёнком стихотворение про Мишку. («Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт».) Загадайте загадку:

Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

Уточните у ребёнка, чем отличается шишка в стихотворении про Мишку и в стихотворении про Белку.

Составление сказки «Приключения Маши и медведя»

Предварительно прочтите ребёнку сказку «Маша и медведь». Затем предложите придумать новую сказку «Приключения Маши и медведя».

Уточните: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то (медведя).) Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает ребёнку возможные варианты его развития. Что могло случиться с Машей в доме медведя? Каким оказался Мишка? И т.д. Затем совместно с ребёнком расскажите новую сказку.

«Расскажем про зайчика»

Цель: учить ребёнка составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

Материал: игрушка «Зайчика» или картинка с изображением зайчика.

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть зайчика (какой он, что умеет делать) и составить рассказ про зайчика, который встретил лису. Сначала предложите ребёнку рассказать о зайчике: какой зайчик? (Трусливый, грустный, быстрый, ловкий.) А какая лиса? (Хитрая, ловкая, злая.) Затем начните рассказ, предложите ребёнку продолжать его.

Как-то раз зайчик решил пойти погулять… (попрыгать на полянке с другими зайчатами). Он пришёл на полянку… (но там никого не было). Зайчику стало грустно и он… (стал плакать). Вдруг из леса на полянку… (вышла лисица). Она была… (хитрой, ловкой и злой). Зайчик увидел лисицу… (испугался и стал убегать от неё). Лиса тоже увидела зайчика и… (стала его догонять). Но зайчик был… (ловкий и быстрый). Он смог далеко убежать. Лиса его не смогла поймать.

Пашко В.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх