Игры и упражнения по формированию словаря у младших дошкольников

Игра «Гуля-голубок»

Задача: знакомить детей со свойствами предметов; активизировать в их речи слова глина, глиняный, твёрдая, мягкая, сухая, мокрая.

Материал: потешка «Гуля, гуля-голубок»; глиняные свистульки-птички, комочки сухой и влажной глины, ёмкость с водой, ширма, дудочка, балалайка, дощечки для лепки, обручи.

Ход игры

Дети сидят полукругом на стульчиках, в центре стоит стол. Проводится игра «Угадай, на чем играю?». Воспитатель поочерёдно показывает детям дудочку и балалайку и спрашивает их название. Если дети не знают, взрослый называет инструменты и знакомит с их звучанием. Дети слушают и рассматривают инструменты. Когда малыши усвоят названия и запомнят их звучание, воспитатель убирает игрушки за ширму. Взрослый повторяет там игру на инструментах, а дети по звучанию пытаются угадать, «чья песенка слышна».

Вдруг раздаётся незнакомый звук — воспитатель играет на свистульке. Дети затрудняются с ответом. Педагог показывает игрушку, называет её, играет на ней.

Гуля, гуля-голубок,

Гуля сизенький,

Сизокрыленький,

Всем миленький.

Гуля-голубок прилетел не один. Воспитатель показывает много птичек, раздаёт их детям. Дети обследуют игрушку, сопровождая действия словами, играют на них.

Особое внимание нужно обратить на цвет птичек — коричневые потому, что они сделаны из глины. Птички глиняные.

Дети подходят к столу. Воспитатель показывает детям сухие комочки глины. Дети рассматривают их, определяют, что глина сухая, твёрдая, и если провести пальчиком, то на нем видны маленькие песчинки.

Воспитатель предлагает опустить кусочки глины в таз с водой. Глина темнеет и из неё поднимаются пузырьки воздуха. Не дожидаясь, пока размокнет глина, воспитатель показывает детям заранее замоченный влажный ком. Обследуя, дети сдавливают его ладонями, протыкают пальчиками, делят на части, определяют — глина мягкая, мокрая, из неё можно лепить. Дети лепят угощение для своих птичек.

После того, как дети вымоют руки, проводится игра «Птички в гнёздышках». Дети-птички летают по группе, держа игрушки в руках. Когда садятся в обручи-гнёздышки, играют на свистульках.

Игра «Где спит рыбка?»

Задача: вызвать радость от наблюдения за рыбкой; уточнить и закрепить в речи детей наречия утром, днём, вечером, ночью.

Материал: стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?», аквариум с рыбками; сложенные картинки, отражающие различные моменты жизни детей дома и в детском саду.

Ход игры

Слышен плеск воды. Дети подходят к аквариуму. В нем плавают, резвятся рыбки. Дети наблюдают за их игрой.

В. Сейчас день. Рыбки резвятся, плавают в воде. А что мы с вами делаем днём? (Воспитатель показывает картинки.) Играем, рисуем, поем песни, ходим на прогулку. У нас так много интересных дел, о которых нужно обязательно вечером рассказать маме.

Воспитатель интересуется, что ещё дети делают вечером: приходят из детского сада, читают сказки с дедушкой и бабушкой. Высказывания детей сопровождаются показом картинок.

В. Но вот на землю опустилась ночь. Что мы делаем ночью? (Ответы детей сопровождаются показом картинок.)

Воспитатель снова обращает внимание детей на аквариум. Что же делают ночью рыбки?

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Обе ладони поставлены на ребро и прижаты друг к другу. Движения соединёнными ладонями вправо-влево.

Лисий след ведёт к норе,

След собачий — к конуре.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин — к дырочке в полу.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Дети разводят руки в стороны.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Дети снова складывают вместе ладони, изображая рыбку.

Воспитатель показывает детям картинку и задаёт вопросы в соответствии с сюжетом: «Когда девочка проснулась? Когда дети умываются? Когда дети делают зарядку?»

Педагог с детьми проводит игру.

Утром — с солнышком встаём.

(Дети потягиваются, «умываются».)

Днём — гулять скорей идём.

(Дети ходят, бегают по группе.)

Вечером — посмотрим сказку.

(Дети приседают.)

Ночью — все быстрей в кроватку.

(Дети ложатся на пол.)

А. Шупикова


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх