Изучение дошкольниками звука «И»

Программное содержание: познакомить с гласным звуком «И» и его символом, учить произносить звук, находить звук в словах, определять место звука в слове, называть слова с заданным звуком, познакомить с понятием «родственные слова», закрепить множественное число существительных, развивать фонематический слух, внимание, реакцию, память.

Оборудование: Человечки-звуки, сигналы-символы, зеркала, карточки-схемы, фломастеры, мяч. Предметные картинки: индюк, сливы, носки, иголка, вишня, гуси. Сумка с картинками: рак, сом, лук, ива.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Педагог показывает нарисованных поющих человечков.

— Посмотрите, это хор. Что поют дети? «а-а-а», «у-у-у», «о-о-о»… Что же поёт последний человечек?

2. Сообщение темы занятия.

— Если мы растянем ротик, как этот человечек, и улыбнёмся, то услышим звук «и-и-и». Посмотрите в зеркало, улыбнитесь и вместе пропоём звук «и-и-и».

3. Знакомство с сигналом.

Кто догадался, что это за звук? Ведь он поётся и тянется. Да, это гласный звук, и обозначать его будем вот таким сигналом, (рисунок сигнала).

4. Определение звука на слух.

— Я буду называть слова, а вы, услышав звук «и», поднимите сигнал. Индюк, ива, слива, лист, тигр, носки, сосиски, Ира, иней, Мила, кит.

5. Определение места звука в слове.

На доске стоят схемы со звуком «и» в начале, в середине, в конце слова. У детей на столах картинки. Дети называют свою картинку, выделяя голосом звук «и». Определяют место звука в слове и ставят на доску соответственно схеме.

6. Знакомство с родственными словами.

— Слов очень много и они все разные. Но есть слова, у которых начало одинаковое, а окончания разные: игра, играть, игрушка, игрушечный, игривый, игрок. Мы говорим: любимая игра, собираемся играть, новая игрушка, игрушечный кораблик, игрок в шашки. Слова — игра, играть, игрушка, игрушечный, игрок — это семья слов. В этой семье все слова похожи, как братья и сестры, то есть родственники. Поэтому их называют «родственными словами». Как называются слова, когда они похожи друг на друга? Дети: родственные.

7. Закрепление понятия о родственных словах.

Педагог: сейчас мы с вами будем сочинять. Я начну, а вы закончите.

«Знает наша детвора — прятки — лучшая …».

«Всех ребят хотим собрать — в прятки будем мы …».

«Мой котёнок шаловливый, очень ласковый …».

«У малышки погремушка, очень шумная …»

назовите родственные слова. С какого звука они начинаются?

8. Физминутка.

Игра «Парад». Цель игры: развитие концентрации внимания. Дети получают задание маршировать под счёт, хлопая на каждый счёт «2». Затем задание изменяется: нужно хлопнуть на счёт «3» или «4», можно менять направление движения на какой то заданный счёт, или топать.

9. Игра с мячом «Один — много». Педагог, бросая мяч ребёнку, называет существительное в единственном числе. Ребёнок должен вернуть мяч, назвав это существительное во множественном числе: носок — носки, гудок — гудки, мелок — мелки, песок — пески, гусь — гуси, белка — белки…

— Назовите слова со звуком «и» в конце слова.

Итог занятия.

Игра «Почтальон». Ребёнок достаёт из сумки картинки и расставляет их на доске по домикам-символам. Остальные дети следят за работой, вместе исправляются ошибки.

Бандурина Т.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх