Как научить ребенка читать про себя

Традиционная методика обучения в начальных классах ориентируется исключительно на чтение вслух. При этом предполагается, что впоследствии, в средних и старших классах, автоматически вырабатывается эффективный стереотип чтения молча.

Практика показала — такого перехода без целенаправленного специального обучения не происходит. От класса к классу возрастает диспропорция между объемом и сложностью знаний, которые должны усвоить учащиеся, с одной стороны, и теми способами усвоения знаний, которыми они владеют, — с другой. В силу этого возникает напряженность учебного процесса, что ведет к быстрой утомляемости детей.

В настоящее время на первый план выходит поиск рациональных приемов учебной деятельности, в частности формирование навыка чтения учебных текстов.

Скорость чтения и понимание прочитанного — два основных показателя этого навыка.

Скорость принято определять количеством печатных знаков, прочитанных в минуту. Говоря о понимании, необходимо различать два его вида: непосредственное и опосредованное. При первом человек практически без запаздывания осознает смысл воспринимаемого или отбирает из имеющихся у него знаний нужные в данный момент для понимания текста. Такое понимание носит интуитивный характер и возможно при чтении легкого или хорошо знакомого текста. При чтении трудных текстов опосредованное понимание представляет собой постепенно развертывающийся процесс.

Так, в работе А. Р. Лурии понимание речевого сообщения складывается из выделения точного значения отдельных лексических элементов (слов), усвоения тех синтаксических отношений, в которые эти слова вступают… и, наконец, выделения общего смысла сообщения.

как научить читать про себя

Для определения коэффициента понимания текста используют метод ответов на вопросы по содержанию прочитанного. Сопоставление показателей скорости чтения и понимания прочитанного дает возможность выделять детей с высоким, средним и низким уровнями сформированности навыка чтения. Данные проведенных нами исследований позволяют говорить о преимущественно низком уровне этой сформированности. Поэтому необходимо подробнее рассмотреть условия, способствующие лучшему пониманию прочитанного. В психологических исследованиях по данной проблеме принято выделять два вида таких условий: внешние и внутренние, отражающие особенности психики учащихся. К внешним факторам, которые облегчают понимание текста, можно отнести следующие:

1) содержание самого текста;

2) предварительную разъяснительную работу с учащимися, постановку вопросов, составление плана;

3) способы изложения материала в тексте;

4) специальное обучение учащихся приемам работы с текстом или приемам мыслительной деятельности.

К внутренним факторам относят особенности психических состояний, мышления и памяти.

Основное внимание в учебных программах уделяется соответствиям между звуками и буквами, словами и предложениями, с которыми дети встречаются в письменном тексте. Соответственно и в учебниках начальных классов не так много упражнений на понимание. Учитель, чтобы восполнить этот пробел, использует дополнительную литературу для детей, пособия по внеклассному чтению, задания на чтение молча. Однако для детей, у которых уже сформировалась привычка к поверхностному чтению, этого недостаточно.

Формы стимулирования активности мышления могут и должны быть самыми разнообразными. Различными авторами предлагаются такие виды заданий, которые могут быть использованы на уроках гуманитарного цикла (чтения, природоведения и др.) в начальных классах и стать основой системы упражнений для развития мышления в методическом арсенале учителя.

К примеру, к хорошим результатам в работе приводит использование предложенных Л. П. Доблаевым приемов осмысления текста:

а) вопросы к самому себе в ходе чтения и поиск ответов;

б) вопросы-предположения, сочетающие и вопрос, и предполагаемый ответ на него. Такие вопросы ставят обычно в тех случаях, когда в тексте содержится не ответ, а лишь намек на него;

в) предвосхищение плана и содержания еще не прочитанной части книги или статьи на основании уже проработанного текста;

г) мысленное возвращение к ранее прочитанному, на этой основе — сопоставление, сравнительный анализ и оценка читаемого текста.

М. Л. Закожурникова полагает, что работу над текстом целесообразно проводить так:

а) чтение учениками (или учителем) всего текста вслух, затем — про себя;

б) чтение текста по законченным частям с объяснением слов и выражений и разбор содержания каждой части по вопросам учителя;

в) установление логической последовательности мыслей (план прочитанного), выделение главной мысли.

Во время чтения текстов в младших классах нужно выделять непонятные слова и слова, необходимые для активного словаря учащихся. Это делается различными способами в зависимости от характера слов и их значения в тексте. Цель работы — ввести слово в активный словарный запас учащихся. Вот, например, какой вариант проведения словарной работы при чтении рассказа «На пороге весны» Г. Скребицкого предлагает М. И. Оморокова.

В рассказе идет речь о приметах весны, с которыми ученики познакомились на экскурсии (таяние снега, проталинки, изменения весеннего неба). После чтения данного произведения организуется работа над словом проталинка. Читается абзац из рассказа: «А вот и еще один признак приближающейся весны: около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталинка. Я наклонился к ней и стал внимательно осматривать этот первый клочок оттаявшей земли».

В данном тексте ученики находят слова, в которых автор говорит о том, что такое проталинка:

«Я наклонился к ней и стал внимательно рассматривать этот первый клочок оттаявшей земли».

Учитель пишет на доске слово проталинка. Затем вместе с учащимися находит в тексте признаки, характеризующие проталинку:

1) клочок оттаявшей земли;

2) первый клочок земли;

3) крошечная проталинка.

После этого учащиеся рассказывают о том, как выглядит проталинка, используя свои личные представления и авторские описания.

Учитель показывает, от какой формы образовано слово проталинка, и обращает внимание на разницу в значении слов проталинка и проталина. Затем необходимо показать, как практически слово употребляется в речи в связи с другими словами, в различных словосочетаниях. С этой целью можно использовать вопросы, в ответах на которые нужно употребить слово проталинка в разных падежах.

— Где появляются первые проталинки весной? (Первые проталинки появляются весной на солнцепеке у пней.)

— Что можно увидеть весной у пня на проталинке? (На проталинке можно увидеть жуков, прошлогоднюю траву.)

Таким образом, слово изучено в контексте, употреблено в речи, лексическое и грамматическое значение слова и его признаки усвоены практически. На следующих уроках слово включается в речь учащихся, когда составляется связный рассказ о приметах весны на основании прочитанного в рассказе, виденного на экскурсии.

Аналогично проводится работа по уточнению более крупных смысловых единиц (сочетаний слов и предложений).

Н. А. Бурдыко


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх