Комплексное занятие по развитию речи «Разные цветы»

Программное содержание: уточнять представления детей о структуре, основных частях цветка, активизировать в речи их названия;

обогащать словарь детей названиями различных цветовых оттенков; упражнять детей в словообразовании и словотворчестве; знакомить детей с элементами флористики; развивать у детей внимание и аналитико-синтетическую операцию мышления в процессе сравнений: развивать связную речь детей путем распространения простого предложения однородными определениями и дополнениями; обогащать речь детей образными выражениями, пожеланиями и обращениями; развивать способности к коммуникации и ведению диалога; развивать у детей интонационную выразительность речи, тренировать голосовые модуляции, способствовать развитию эмпатии.

Оборудование: репродукции натюрмортов с цветами, открытки, гербарии, фотографии букетов; предметные картинки с изображением цветов; дидактические картинки леса, поля, клумбы в саду, водоема, окна; аудиозапись; наборы бумажных цветов для аппликации.

Ход комплексного занятия по развитию речи

В. Дети, какое значение в жизни имеет красота? К красоте мы относим и цветы. Что вы представляете себе, когда слышите слово «цветок»? Послушайте, как сказал о цветах в своем стихотворении Жак Джамиль.

Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на земле.

То — дар ее бесценный.

Для всех искусств цветок —

Образчик неизменный!

Кого вдохновляет цветок? Для каких видов искусства он может являться образцом?

Какие чувства могут вызвать натюрморты с цветами, гербарии, букеты, открытки? (Радость от красоты и свежести цветка; жалость к надломленному цветку; грусть от увядших лепестков и т. д.)

Почему люди говорят, что цветы — это бесценное богатство природы? Объясните выражение: «Цветы — это сама жизнь!»

А хотите ли вы отправиться в волшебную страну цветов? Отправляемся в путешествие! (Идут под музыку к коврику в комнате, на котором разложены предметные картинки полевых цветов.) Вот мы и оказались на красивой цветочной поляне. Посмотрите, нас встречают цветы, кивают своими красивыми головками-соцветиями. Представьте себе поляну, всю покрытую цветами! Что вы почувствуете на такой поляне? Какие звуки? Какие запахи? (Ответы детей.)

Давай пройдемся

Медленно вокруг

И «Здравствуй!»

Скажем каждому цветку.

— Здравствуй, ромашка!

— Здравствуй, василек!

И так каждый ребенок говорит приветствие картинке с изображением какого-либо цветка.

В. Как можно сказать ласково слово «цветок»? Я собрала большой букет цветов из разных мест, но поднялся сильный ветер (аудиозапись звуков ветра) и разбросал все мои цветы. Вы будете моими помощниками — маленькими садовниками. Помогите вернуть цветки на свои места!

На столах лежат дидактические картинки леса, поля, клумбы, водоема, окна. Детям воспитатель раздает конверты с предметными картинками цветов.

В. Разложите карточки цветов на те места, где они растут! Посмотрим, кто из вас быстрее и правильнее разложит все цветы из своего конверта.

Почему ты положил ромашку к карточке «поле»? Это какая ромашка? Дикая? Как называется самая большая ромашка? (Нивяник.) Где еще она может расти? (На клумбе.)

Где растет клевер? Почему его еще называют «пчелиной кашкой»?

Назовите цветы, которые могут расти и в саду, и на клумбе. Где может расти ландыш? Чем отличаются полевые цветы от садовых? Как называются цветы, которые человек использует при лечении болезней? (Лекарственные.)

Поиграем в игру «Подбери цветок к цвету!» Я назову цвет, а вы назовете цветок такого цвета! (Воспитатель может показывать листы цветной бумаги названного цвета.)

Синий — василек;

Белый — ландыш, ромашка, роза, жасмин, сирень и т. д.

Красный — …

Алый — …

Голубой — …

Фиолетовый — …

Оранжевый — …

Цветы бывают разного цвета. Послушайте об этом стихотворение С. Белорусец «Цвета и цветы».

Непростая кругом красота:

Есть на свете

Цветы и цвета,

Словом, кругом идет голова,

Так созвучны слова!

Ведь среди всевозможных цветов

Есть цветы

Всевозможных цветов…

Будь готов к разноцветию ты

И не путай цвета и цветы…

Цвета и цветы вы, конечно же, не путаете! А вот я перепутала семена цветов, и у меня выросли цветы с необычными названиями! Давайте вместе с вами придумаем названия этим цветам. Например: ландыш с незабудкой — получится … Ланбудка.

Тюльпан с нарциссом — …

Бархатцы с ромашкой — …

Астра с колокольчиком — …

Какие фантастические получились цветы! Знаете ли вы, что у цветов есть свой язык, свой аромат, своя легенда, своя сказка и свой праздник?! Для цветов древние греки и римляне придумали богиню. Как ее зовут? Это Флора! А наука, изучающая цветы, называется флористикой.

Люди с давних времен используют «язык» цветов, чтобы выразить свои чувства и пожелания. Сейчас я познакомлю вас с «языком» некоторых цветов, и вы научитесь дарить пожелания при помощи цветов!

Как вы думаете, что может «сказать» одуванчик? Он одним из первых появляется весной. Растет почти везде и совсем неприхотливый. Кажется, что ему очень интересен окружающий мир, что одуванчик хочет поскорее узнать в своей короткой жизни много интересного. Он — яркий, привлекает к себе внимание… Как бы вы назвали такого человека? (Любознательный, пытливый.)

  • Колокольчик — какой? Он все звенит, болтает даже с ветерком. Значит, болтливый!
  • О незабудке говорит уже ее название: это цветок верности и постоянства.
  • Ромашка — какая? Простая, но в то же время нарядная, радует глаз, милая… Флористы так и говорят — «милая простота».
  • Ландыш — белый, чистый, прячется в тени — скромный.
  • У гладиолуса очень много цветков на одном стебельке. Они дружат между собой. Люди назвали гладиолусом дружбу.
  • А про царицу цветов — розу — вы все знаете! Она хоть и капризная, но уж очень красивая. Ее нельзя не любить. Роза символизирует любовь.

Ребята, в каких случаях люди дарят друг другу цветы? Для чего их дарят?

С помощью нашего маленького словаря — «языка» цветов — расшифруйте мое послание к вам в виде этого букета! (Воспитатель показывает набор предметных картинок из нескольких названных цветов.) Начинать послание-пожелание будем со слов «Желаю вам…»

Какие цветы вы хотели бы получить в подарок?

Представьте, что вы в цветочном магазине, вам нужно выбрать букет к празднику 8 Марта, чтобы поздравить маму. Какие цветы выберете для букета? Почему? А к Новому году? Какие цветы можно подарить девочке? Мальчику?

А сейчас попробуйте сами составить букет — пожелание нашим гостям! Это быстро и просто сделать с помощью аппликации из уже готовых цветов. (Дети выполняют работу под музыку «Вальс цветов».)

Какие цветы в поле первыми встретили весну? В саду? В лесу?

Назовите одним словом: первый цветок — это первоцвет. Цветок, растущий из-под снега, — это… (подснежник).

Луковички подснежника всю зиму «спали» в земле. Я вас превращаю в луковички подснежников! (Дети садятся на корточки.)

Как вы чувствуете себя в земле? Здесь темно, тяжело дышать… Сухо и хочется пить… Очень трудно пробиться сквозь твердую землю! Солнышко, согрей землю! Снег тает, и земля становится влажной, мягкой… Луковички выпустили корешки, росточки выглядывают из-под земли (дети встают).

Выполним под музыку пальчиковую гимнастику.

Вырос весенний цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки!

Мы сейчас украсим слово «цветок» разными определениями! Каким может быть цветок? (Нежным, добрым, маленьким, веселым, увядающим, искусственным.)

Чем отличается живой цветок от искусственного?

Я сейчас скажу простое короткое предложение, а вы все по очереди постараетесь его продлить: «Расцвел цветок».

  • Расцвел красивый цветок.
  • Красивый цветок расцвел в саду.
  • Красивый цветок расцвел в моем саду!
  • Очень красивый цветок расцвел в моем саду!
  • Очень красивый цветок быстро расцвел в моем саду! И т. д.

Я собрала в свою корзину разные слова. Выберите из них только такие, которые подходят для цветка. Я называю слово с карточки, а вы объясняете, подходит оно к цветку или нет.

Робкий, несмелый, весенний, трепетный, огромный, деревянный, яркий, нарядный, смелый, поникший, умирающий, грустный, иноземный и т. д.

Каким цветок был, когда только появился на свет? Каким он стал, когда расцвел? Каким мы его видим на этой картине?

В моей корзине есть слова, которые помогут вам узнать, что может делать цветок, что с ним происходило. Это — слова-действия. Я их буду читать с карточек, а вы говорите, к какой картине подходит такое действие!

Вырос, потянулся, распрямился, улыбнулся, засиял, поник, увял и т. д.

Используя такие слова, можно составить красивый рассказ о цветке. Я начну, а вы продолжите!

Сквозь землю пробивается трепетный цветок. Он потянулся изо всех сил. Был он сначала робкий, а потом распрямился и стал сильным…

Почти у всех поэтов есть стихи о цветах. И мы можем попробовать сочинить стишок! Я начну, а вы продолжите:

Лютик, лютик, что ты хочешь?

Да ведь ты меня… щекочешь!

Сам смеяться ты не… хочешь.

Так мне пяточки… щекочешь,

Что не хочешь — … захохочешь!

Цветы вдохновляют и сказочников, и поэтов, и художников! Посмотрите, какие цветы нарисовал художник на картине? (Сирень. П.П. Кончаловский.) К какому жанру живописи относится эта картина? Нравятся ли художнику эти цветы? Как мы узнали это? Он очень старательно их рисовал, использовал радостные, приятные краски.

Представьте, что мы оказались в этой комнате, рядом с этим букетом! Что вы почувствуете? Что услышите? Чем вам понравилась эта картина?

А какие цветы вы хотели бы нарисовать? Дома вместе с родителями или сами изобразите в любом стиле свои любимые цветы! Мы из ваших рисунков склеим большую цветочную поляну, которая будет радовать нас целый год! Тогда и цветы рвать не надо.

Нам нужно над цветами наклониться,

Не делая того, чтоб рвать их и топтать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо свое им показать.

А теперь все вместе скажем слова для цветов:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все — и я, и ты…

То останутся пусты

И деревья, и кусты…

Можете сами сочинить от своего сердца слова благодарности для цветка!

Л. Ладутько, С. Шкляр


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх