Комплексное занятие по развитию речи «Весёлый оркестр»

Программное содержание: активизировать в речи детей названия музыкальных инструментов, их частей, материала, из которого они изготовлены,

названия профессий людей, связанных с музыкой; стимулировать развитие тембрового, звуко-высотного, динамического и фонематического слуха, чувства ритма; упражнять в различении музыкальных инструментов по их звучанию; вызывать интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать чувство коллективизма, стимулировать взаимопомощь, внимание детей друг к другу.

Материал: микрофон, музыкальные инструменты, игрушки, картинки музыкальных инструментов. Карта-лабиринт с изображением значков музыкальных инструментов на перекрёстках. Конверты с заданиями и картинками музыкальных инструментов. Контурные наложенные друг на друга изображения музыкальных инструментов, цветные карандаши. Ширма с прорезями, шапочки весёлых человечков.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Что-то заскучали в игровом уголке наши куклы и зверюшки. Как их развеселить? Сказочные весёлые человечки предлагают устроить концерт для наших игрушек. Они привезут с собой свои инструменты. Посмотрите на картинки: какие предметы нужны для концерта? (Дети выбирают из множества предметных картинок только музыкальные инструменты.) А теперь поможем загрузить их в машину Самоделкина. На верхней полке у него будут лежать только струнные инструменты. На среднюю полку соберём клавишные инструменты. На нижней сложим духовые инструменты.

Какие инструменты остались? (Ударные.) Их поставим на полу.

Дети раскладывают предметные картинки инструментов на полочках доски.

Давайте разложим картинки этих музыкальных инструментов по высоте звучания в ряды.

Смычковые: скрипка — виолончель — контрабас;

Струнные: домра — балалайка — гитара;

Ударные: треугольник — ксилофон — барабан;

Клавишные: пианино, рояль, синтезатор;

Духовые: а) медные: кларнет — труба — тромбон;

Деревянные: флейта — кларнет — фагот и т.д.

В. Весёлые человечки отправляются в путь. Чтобы передать им план дороги в наш детский сад (показывает карту-лабиринт с изображением значков музыкальных инструментов на перекрёстках), мы выполним несколько заданий из «музыкальных» конвертов. За правильное выполнение задания получим картинку музыкального инструмента — значок для карты. Из них выложим маршрут от дома весёлых человечков к нашему детскому саду.

Первый значок — скрипка. В этом конверте изображения музыкальных инструментов перепутались (контурные наложенные изображения музыкальных инструментов). Надо назвать их все и раскрасить (раздаёт бланки контурных изображений) только тот, на котором ты хотел бы играть.

Дети по очереди называют в микрофон инструменты. Остальные в это время раскрашивают названный и выбранный для себя инструмент.

В следующем конверте — загадки с музыкальной полки. Угадайте по описанию инструмент:

Это маленький инструмент. У него есть гриф, струны и смычок. (Скрипка.)

Это медный инструмент. У него есть кнопки, тонкие изогнутые трубочки, которые соединены между собой и расширяются к концу. (Труба.)

Это большой ударный инструмент. У него есть картонные бока, кожаный натянутый диск, палочки, ремень. (Барабан.)

Это очень большой клавишный инструмент. У него есть корпус, крышка, клавиши, педали. (Рояль, пианино или фортепиано.) И т.д.

Следующие загадки вы увидите через «волшебный экран» (ширма с прорезями). Кто первый правильно узнает инструмент по его части, получит картинку. Обязательно нужно объяснить, как вы узнали этот инструмент, назвать его детали.

В. Звуки нашего голоса умеет повторять эхо. Когда мы в лесу кричим громко «Ау!», нам в ответ слышно тихое «ау-ау-ау».

В третьем конверте — игра «Эхо наших слов».

Я громко позову музыкальный инструмент, а тот из вас, у кого такая картинка, отзовется тихо и придумает рифму к этому слову.

Барабан — баран, кабан, банан…

Тарелки — белки, стрелки, грелки…

Треугольник — школьник, шкодник, шиповник…

Балалайка — зайка, майка, лайка, гайка…

Клавесин — апельсин, мокасин, магазин…

Маракас — ананас, контрабас, Пегас, Карабас…

Молоточек (музыкальный) — платочек, комочек, кусочек…

Дудочка — уточка, удочка, шуточка, юбочка… И т.д.

В. В четвертом конверте спрятались колокольчики. Они не хотят играть с нами, пока вы не расскажете их историю. Помните историю Петрушки про колокольчики? Расскажите, почему колокольчики не делают из разных материалов — дерева, стекла, пластмассы?

После рассказа детей начинается игра «Угадай колокольчик».

Цель: узнавать и различать звучание трёх колокольчиков, развивать восприятие звуков по высоте.

Воспитатель показывает колокольчики, играет ими, затем прячет за ширму. Один из детей звенит каким-либо колокольчиком: «Угадайте, какой колокольчик звенит: большой, средний или маленький?» Узнавший ребёнок идёт за ширму и звенит этим колокольчиком ещё раз перед ширмой. Игра продолжается.

В. Последний, пятый конверт, с очень весёлой игрой «Высоко-низко».

Цель: упражнять детей в определении высоты звуков и высотного регистра мелодии.

При звучании мелодии в высоком регистре дети поднимают руки вверх и тянутся за ними повыше. В среднем регистре — руки прижимают к груди и поворачиваются в стороны. В нижнем регистре — приседают, руки свободно опускают вниз. Дети сами предлагают музыкальному руководителю знакомую мелодию, которую педагог играет на фортепиано (аккордеоне) в разных музыкальных регистрах.

Из выигранных значков-картинок музыкальных инструментов дети составляют маршрут по карте-лабиринту. Воспитатель прячет его в конверт и выносит из группы (помощник воспитателя).

В. Вот и въехал грузовик Самоделкина в лес.

Сядь, тихонько посиди,

На картинки погляди.

Мы как будто в лес пришли,

Кукольный, зверюшечный,

Мы как будто лес нашли —

Не простой — игрушечный!

Каждый тут в лесу талант —

И певец, и музыкант. И. Токмакова

заяц-барабанщикВ. Давайте познакомимся со зверюшками-музыкантами. Для этого надо выбрать подходящую картинку с изображением играющего на инструменте животного и рассказать о нём.

Вот талантливый артист,

Замечательный солист!

Громко заяц наш играет

На огромном… (барабане).

Заяц — барабанщик. Барабан — это ударный музыкальный инструмент. На нём играют специальными палочками, которыми ударяют по натянутому кругу из высохшей кожи.

Лис играет и поет,

Веселит лесной народ.

Прямо на дорожке

Взял в лапы… (гармошку).

Лис — гармонист. Гармонь — это духовой и клавишный (кнопочный) инструмент. У гармошки есть меха, и кнопки. Меха растягивают и сжимают, на кнопки нажимают.

Исполняют белки польку,

Не смущаются нисколько.

Бьют по клавишам проворно

То по белым, то по чёрным!

Белки — пианистки. Пианино (рояль, фортепиано) — это клавишный инструмент с большим корпусом, крышкой для клавиш, клавишами и педалями. Внутри корпуса ещё есть струны, по которым стучат молоточки при нажатии клавиш.

Хорошо играет ёж,

Как услышишь — запоёшь.

Ну-ка, ёжик, заиграй-ка

Нам на новой… (балалайке).

Ёжик — балалаечник. Балалайка — это струнный инструмент. У неё есть корпус, гриф и струны. На ней играют в народном оркестре.

Поздно ночью под луной

Звучат струны по одной.

Заплясали лисы в паре —

Волк играет на… (гитаре).

Волк — гитарист. Гитара — это струнный инструмент. У неё есть корпус, гриф и струны.

В. Ребята, расскажите, чем отличается гитара от балалайки?

Вздрогнули берёзки,

Испугались белки,

До чего же громко

Свинка бьёт в… (тарелки).

Свинка — тарелочница. Тарелки — это медный ударный инструмент. Он состоит из двух медных дисков, которыми ударяют друг о друга. Ещё по таким тарелкам можно ударять специальными щёточками, чтобы звук был тише.

Хоть роста невеликого,

Мышонок стал на цыпочки,

Тихонечко пиликает,

Играет он на… (скрипочке).

Мышонок — скрипач. Скрипка — это струнный инструмент. У неё есть корпус, гриф, струны и смычок.

Поскорее нам ответь,

На чём играет наш медведь.

Играет возле ели

На… (виолончели).

Медведь — виолончелист. Виолончель — это большой музыкальный инструмент, похожий на скрипку. У него есть специальный металлический шпиль, который упирается в пол. Виолончелист правой рукой водит большим смычком по струнам, которые прижимает пальцами левой руки.

В. Ребята, расскажите, чем отличается скрипка от виолончели? (Ответы детей.)

Ещё много зверюшек встречалось на пути наших героев в лесу. Давайте назовём их профессию по картинкам музыкального инструмента: на цимбалах играет — … (цимбалист), на аккордеоне — … (аккордеонист), на горне — … (горнист), на арфе — … (арфист), на саксофоне — … (саксофонист), на флейте — … (флейтист), на кларнете — … (кларнетист), на тромбоне — … (тромбонист), на виолончели — … (виолончелист), на органе — … (органист), на трубе — … (трубач) и т.д.

В. Весёлые человечки встречали разных зверюшек на своём пути в лесу. Животные пропустят их, если мы повторим их музыкальный ритм. Помогите весёлым человечкам повторить ритм.

Воспитатель раздаёт различные детские музыкальные инструменты, графическое изображение основных ритмических рисунков. Ребятам предлагается повторить за воспитателем или другим ребёнком определённый ритм на выбранном музыкальном инструменте.

В. И вот грузовик Самоделкина подъезжает к нашему детскому саду. Давайте для встречи включим музыкальные записи. А вы постарайтесь узнать, какой инструмент солирует в этой мелодии. Найдите его картинку из набора на полках грузовика Самоделкина.

Ксилофон (Ж. Бизе — Р. Щедрин. «Кармен-сюита»).

Треугольник (Ж. Бизе — Р. Щедрин. «Кармен-сюита» № 2).

Барабан (Л. Бетховен. «Симфония № 6 «Гроза»).

Скрипка (Х. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей»).

Виолончель (К. Сен-Санс. «Лебедь»).

Контрабас (К. Сен-Санс. «Слон»).

Флейта (И.С.Бах. «Шутка»).

Фагот (П. Чайковский. «Китайский танец» из балета «Щелкунчик»).

Кларнет (С. Прокофьев. «Петя и волк» — «Кошка»).

Волторна (С. Прокофьев. «Петя и волк» — «Волк»).

Саксофон (М. Равель. «Болеро»)..

Труба (П. Чайковский. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»).

Кастаньеты (П. Чайковский. «Испанский танец» из балета «Щелкунчик»).

Музыкальный руководитель (М. Р.). Становитесь в хоровод — будем встречать гостей! Под звуки музыки воспитатель надевает детям шапочки весёлых человечков.

В. Здравствуйте, весёлые человечки! Как добрались? Мы рады вас видеть! Кто вам помог в дороге? Расскажите, как вы ехали через большой лес в наш сад. Пусть вам помогут рассказывать наши дети.

В. Кто всё время тук да тук?

Это леса добрый друг.

Ищет он себе к обеду

Усача и короеда! (Дятел.)

Воспитатель показывает картинку дятла. Музыкальный руководитель стучит, дети повторяют стук.

Совушка — сова,

Большая голова,

На дереве сидела,

Во все стороны глядела:

Ух-ух-ух (низким голосом).

Дети повторяют низким голосом.

А совята-ребята

Попискивают.

Да маме подмигивают:

Ух-ух-ух (высоким голосом).

Дети повторяют высоким голосом.

Серый волк на луну

Завыл жалобно:

У-у-у (низким голосом).

Дети повторяют низким голосом.

А волчата вслед ему:

У-у-у-у-у (высоким голосом).

Дети повторяют высоким голосом.

В. Вот какое опасное, но интересное путешествие было! Весёлые человечки привезли с собой детские музыкальные инструменты. Поиграем с ними?

Игра «Узнай, какой инструмент звучит».

Инструменты: треугольник, бубен, металлофон, колокольчик, маракас, металлофон, ксилофон, барабан, музыкальный молоточек, игрушечная гитара, дудочка, арфа детская, деревянные ложки, цимбалы, баян детский, триола и т.д.

Воспитатель показывает детские музыкальные инструменты. Затем прячет их за ширму. Когда ребёнок правильно называет звучащий инструмент, воспитатель вручает его ребёнку.

В. Ребята, вам понравилось играть с весёлыми человечками? Какая игра вам понравилась больше всего? Почему? О чём вы расскажете дома родителям про музыкальные инструменты?

В конце занятия воспитатель и музыкальный руководитель предлагают детям подыграть музыкальному произведению на своих инструментах. Затем можно предложить поиграть им в сюжетно-ролевую игру «Детский оркестр».

Воспитатель отдаёт детям контурные изображения (бланки) для разукрашивания музыкальных инструментов и составления рассказа о них дома.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх