Нарушения развития лексики у детей с ОНР

Нарушения развития лексики проявляются в некоторой ограниченности словарного запаса, расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном применении слов, трудностях «вспоминания» нужного слова.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР являются многочисленные замены на основе различных признаков (лось — олень; оса — пчела; дыня — тыква; высокий — большой, длинный; узкий — маленький, тонкий; ползёт — идёт; воркует, чирикает — поёт; миска — тарелка; обувь — ботинки).

Задания на подбор антонимов и особенно синонимов также вызывают у старших дошкольников с ОНР определённые трудности.

В грамматическом строе распространены следующие ошибки:

  • в употреблении простых и сложных предлогов – в, к, с (со), над, между, через, около, из-за, из-под и т.п.;
  • неправильном согласовании различных частей речи между собой, выражающемся в неверном употреблении родовых, числовых и падежных окончаний («много ложков», «копает лопата», «два пуговиц», «дерево упала»).

Часто у детей с речевыми нарушениями наблюдаются грамматические ошибки типа: «левы», «пени», «молотоком», «кусоки», «ухи», «стул — стулы», «дерево — деревы», «лошадь — лошадёноки».

Все вышеуказанные особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР требуют долгой, кропотливой, планомерной и постоянной работы с целью их коррекции.

Одним из видов сотрудничества и, соответственно, способов закрепления лексико-грамматических представлений у детей с ОНР являются так называемые «домашние задания» по определённым лексическим темам, в которых представлены задания, направленные на формирование, уточнение и систематизацию лексико-грамматических знаний. Еженедельное выполнение заданий способствует накоплению знаний, умений и навыков в данном направлении и снятию логопедического заключения «ОНР». Следует отметить, что такого рода задания рекомендуем использовать не только родителям в работе со своими детьми, но и педагогам со своими воспитанниками как с нарушенным речевым развитием, так и нормально развитой речью.

Речевые игры для детей с ОНР

Задание «Расскажи о звере»

Лось — высокий, рогатый, крупный, быстрый.

Медведь — бурый, косолапый, неуклюжий.

Заяц — маленький, длинноухий, пугливый.

Задание «Кто как разговаривает».

Лиса — тявкает; медведь — ревёт; волк — воет; уж — шипит; мышка — пищит; кабан — хрюкает.

Задание «Кто что делает?»

Ёжик — шуршит, колется, пыхтит.

Заяц — дрожит, прыгает, прячется.

Белка — прыгает, запасает, грызёт.

Медведь — спит, переваливается, косолапит.

Лиса — крадется, догоняет, ворует.

Волк — воет, догоняет, преследует.

Задание «Мама, папа, я полная семья».

Папа — ёж, мама — ежиха, детёныш — ежонок (ежата).

Папа — белка, мама — бельчиха, детёныш — бельчонок (бельчата).

Папа — бобр, мама — бобриха, детёныш — бобрёнок (бобрята).

Задание «Назови животное ласково».

Медведь — медведюшка.

Лиса — лисонька, лисичка.

Волк — волчок, волчонок.

Ёж — ёжик.

Белка — белочка.

Кабан — кабанчик.

Задание «Один не один, много».

Один волк — волки, много волков.

Один ёж — ежи, много ежей.

Один лось — лоси, много лосей.

Один медведь – медведи, много медведей.

Одна лиса — лисы, много лис.

Один заяц — зайцы, много зайцев.

Один олень — олени, много оленей.

Один кабан — кабаны, много кабанов.

Одна рысь — рыси, много рысей.

Задание «У кого какая часть тела».

У человека рот, а у животного — (пасть).

У человека лицо, а у животного — (морда).

У человека зубы, а у животного — (клыки).

У человека руки и ноги, а у животного — (лапы и копыта).

У человека волосы, а у животного — (шерсть).

У человека живот, а у животного — (брюхо).

У человека ногти, а у животного — (когти).

Профессии

Поговорите с ребёнком, какие профессии бывают, в чём заключается смысл самых распространённых профессий, для чего они нужны, что такое профессия. Расскажите ребёнку о своей профессии, о том, где и кем Вы работаете, что делаете, какую пользу приносит Ваша работа людям. Спросите о том, кем Ваш ребёнок хочет стать.

Задание «Если я стану…».

Если я стану строителем, я (построю дома)

Если я стану врачом, я… .

Если я стану учителем, я… .

Если я стану воспитателем, я… .

Если я стану певцом, я… .

Если я стану парикмахером, я… .

Если я стану милиционером, я… .

Если я стану пожарным, я… .

Если я стану продавцом, я… .

Если я стану библиотекарем, я… .

Если я стану артистом, я… .

Если я стану лётчиком, я… . И т.д.

Задание «Кому что нужно для работы?».

Повару — (черпак, ложка, колпак…).

Врачу — (градусник, шприц, таблетки…).

Художнику — кисточки, краски, мольберт…).

Музыканту — (ноты, музыкальный инструмент…).

Парикмахеру — (ножницы, расческа, фен…).

Строителю — (рабочие инструменты, каска…).

Учителю — (указка, книги, тетрадки…).

Продавцу — (весы, гири…).

Портнихе — (нитки, швейная машинка, напёрсток…).

Фотографу – (фотоаппарат, фотобумага…). И т. д.

Задание «Один не один, много».

Один врач — врачи, много врачей.

Один художник — художники, много художников.

Один повар — повара, много поваров.

Один музыкант — музыканты, много музыкантов.

Один парикмахер — парикмахеры, много парикмахеров.

Один портной — портные, много портных.

Один строитель — строители, много строителей.

Один учитель — учителя, много учителей.

Один продавец — продавцы, много продавцов.

Один экскурсовод — экскурсоводы, много экскурсоводов.

Один библиотекарь — библиотекари, много библиотекарей и т.д.

Задание «Преврати мужскую профессию в женскую».

Художник — художница.

Портной — портниха.

Учитель — учительница.

Скрипач — скрипачка.

Певец — певица.

Продавец — продавщица.

Пианист — пианистка.

Воспитатель — воспитательница.

Лётчик – лётчица.

Тракторист — трактористка.

Ю. Коляда


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх