Обучение чтению дошкольников (старшая группа). Занятие 1

Цель: закрепить знания детей о том, что человеческая речь состоит из слов, каждое слово следует одно за другим, образуя предложение (без определения, с помощью игр ввести в речь детей два термина — «слово» и «предложение»); слова состоят из звуков; закрепить знание детьми гласных и некоторых согласных букв, закрепить умение читать слоги и короткие слова, готовить руку ребенка к письму.

Оборудование: красочные книги, картинки с изображением игрушек, овощей, домики с гласными буквами.

Столы ставятся буквой П. На столах — выставка книг (серии «Азбука», «Азбука в картинках» и т.д.) — красочных, раскрытых, с рисунками и буквами. На одной части столов стоят маленькие домики, за которыми живут гласные буквы. Можно на веревочках свесить буквы со светильников или прикрепить их в разных местах группы на окнах. В группе звучит тихая музыка.

I. Воспитатель (В.). Дети, мы отправляемся в путешествие по Стране звуков и букв. Звуки живут вокруг нас. Мы говорим их и слышим. Звуки образуют слова: длинные и короткие, тихие и громкие, добрые и ласковые.

Слова живут везде: в доме, в квартире, на улице, в группе. Окружающие нас предметы, все происходящее с этими предметами — это все слова. Больше всего слов живет в домиках, которые называются книгами. Посмотрите, какие они яркие и красочные. В книгах живут буквы и слова. Из слов рождаются рассказы, сказки, стихи. А чтобы вы их смогли прочитать, я приглашаю вас в чудесную страну, которая называется Страной звуков и букв. Посмотрите, какие красивые буквы вас встречают. Слышите, как они переговариваются?

В этой стране мы будем с вами играть, слушать звуки, придумывать слова.

Вы умеете играть с куклами и машинками? А знаете ли вы, что со словами тоже можно играть? Хотите, я вас научу?

Воспитатель придумывает предложение и вызывает столько детей, сколько слов в предложении, затем говорит каждому, каким словом он будет. «Живым словам» предлагает стать соответственно словесному составу задуманного предложения. При назывании слов по порядку дети смогут прочитать задуманное предложение, запоминают набор «живых слов». Например: Саша будет словом солнце, Тоня — греет, Сережа — землю.

В. Ты какое слово, Саша? Каким словом стал Саша? А Тоня и Сережа? (Ответы детей.)

В. Что теперь у нас получилось?

Дети. Солнце греет землю.

В. Сейчас мы Сашу поставим последним. Что у нас получилось?

Дети. Греет землю солнце.

В. Можно ли еще переставить детей? (Дети комбинируют, читают.)

В конце игры воспитатель спрашивает: «Почему игра называется «Живые слова»? Теперь, дети, внимательно послушайте, что вам скажут «детислова».

(По сигналу воспитателя дети одновременно произносят свои слова.) Вы поняли, что сказали эти дети? (Нет.) А почему? (Ответы детей.) Воспитатель предлагает еще раз послушать, а «дети-слова» повторяют предложение, на этот раз последовательно называя слова.

В. Сейчас вы поняли, что сказали «дети-слова»? Почему раньше было непонятно, ведь они говорили те же слова? (Ответы детей.) Итак, дети, когда слова идут последовательно друг за другом, что они образуют? (Предложение). Из чего состоит предложение? (Дети придумывают слова и предложения.)

II. Воспитатель говорит: «Я произнесу два слова: стол и Чебурашка. Что я назвал? (Ответы детей.) Эти слова одинаковые или они отличаются друг от друга? (Ответы детей.) Да, слова бывают длинные и короткие. Дети, придумайте длинные и короткие слова. Из чего состоят слова? (Из звуков.) В каких словах их больше: в длинных или коротких? (Ответы детей.) Правильно, в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго, в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

Игра «Назови слово».

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах.

Игра «Подумай, не торопись».

Детям предлагается подобрать слова, которые начинаются на последний звук слова стол; первый звук н; последний — ш и т.д.

III. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением игрушек, овощей и просит найти слова с гласными звуками, выделить их. Затем обращает внимание детей на домики. Спрашивает, кто в них живет. Предлагает постучать в эти домики и позвать хозяина. (Дети стучат.) Идя от домика к домику, дети читают гласные буквы: а, о, э, у, и, ы. После этого воспитатель говорит, что эти буквы дружат между собой, ходят друг к другу в гости, составляют короткие слова, поют песенки. (Дети читают.)

Воспитатель предлагает попрощаться со Страной звуков и букв и говорит, что скоро дети придут сюда снова.

IV. Игра с пальчиками «Домик».

Воспитатель показывает детям, как из пальчиков можно сделать домик. Дети выполняют задания, объясняя свои действия.

Воронова Р.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх