Обучение грамоте детей-дошкольников с общим недоразвитием речи

На занятиях мы составляем простейшие схемы предложений, используя условные обозначения слов — обычные прямоугольные полоски (пластмассовые прямоугольники синего и красного цвета из набора геометрических фигур).

Сначала дети составляют схемы предложений по образцу, а затем самостоятельно. Учу понимать, что, изменив в предложении всего одно слово, можно изменить весь смысл предложения. Упражняемся в этом так. Перед детьми односюжетная картинка. Составляем по ней предложение из трех слов: МАМА ПОКУПАЕТ ЯБЛОКИ. Составляем схему предложения из синих прямоугольников:

МАМА    ПОКУПАЕТ     ЯБЛОКИ

Затем появляется «сигнальная» фишка красного цвета. Если она накладывается на первое слово, то все дети по очереди изменяют первое слово и получаются новые предложения: БАБУШКА покупает яблоки. СЕСТРА покупает яблоки. ДЕВОЧКА покупает яблоки и т.д. Затем «сигнальная» фишка накладывается на последнее слово «ЯБЛОКИ», и дети составляют совершенно новые предложения:

Мама покупает АПЕЛЬСИНЫ.

Мама покупает КАРТОШКУ.

Мама покупает ХЛЕБ и т.д.

И, наконец, «сигнальная» фишка кладется на второе слово «ПОКУПАЕТ». И снова получаются новые и разные предложения:

Мама ЕСТ яблоки.

Мама МОЕТ яблоки.

Мама РЕЖЕТ яблоки и т.д.

Труднее всего для детей составлять предложения по предметной картинке. Поэтому именно этому я уделяю особое внимание.

Сначала у всех получаются одинаковые предложения. Дети в точности копируют образец. Потом мы начинаем вместе обсуждать и обдумывать, в каких ситуациях может встретиться конкретный предмет, и стараемся придумать таких ситуаций как можно больше. Постепенно у детей начинают получаться совершенно разные предложения об одном и том же предмете. В старшей группе предложения становятся сложносочиненными и сложноподчиненными, с распространенными определениями. Дети начинают понимать, что такое слово, предложение, рассказ, и правильно выполняют инструкции. По одной и той же предметной картинке они составят предложение или рассказ. Учу их, что в рассказе обязательно есть три части: начало (мы просто называем предмет), середина (рассказываем о предмете все, что знаем), конец (сообщаем о предмете, к чему он относится).

Рассказ — это несколько предложений, которые связаны друг с другом по смыслу. Очень важно с первых же дней работы с ребенком в старшей группе начинать обучение звуковому анализу слов. Причем работа только над изучением звуков очень трудна для детей и дает плохие результаты. Очень важно, знакомя детей со звуком, одновременно знакомить их с его графическим изображением — буквой. Поэтому и темы занятий по обучению грамоте звучат так: «Звук и буква А», «Звук и буква М» и т.д. На первых же занятиях дети учатся не путать эти два понятия — «звук» и «буква». Для этого они заучивают простое правило:

МЫ ЗВУК ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ, А БУКВУ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ.

С первых же занятий дети начинают оперировать и фишками, обозначающими различные звуки, и палочками, из которых выкладывают буквы, слоги, слова. Запоминание фишек проходит быстро и легко на основе ассоциаций. Твердые согласные звуки обозначаем синими фишками (твердый синий лед), мягкие согласные обозначаем зеленой фишкой (мягкая зеленая травка). Дети легко запоминают, что гласный — красный (самый главный в слове) и обозначается красной фишкой. На первых порах дети выкладывают слоги и короткие слова из палочек или готовых букв, а под буквами раскладывают фишки, обозначающие звуки, т.е. дети материализуют звуки, им легче понять и ощутить их последовательность в слове. Здесь обучение строится на основе использования различных анализаторов — двигательного, зрительного, слухового. Эффективен прием собственноручного написания слогов и слов в тетради. Ребенок видит и ощущает графическое изображение выделяемых звуков. При этом качество написания, с точки зрения каллиграфии, совершенно не существенно. Необходимость в предваряющем звуковой анализ написании слогов и слов очень быстро отпадает, т.к. при таком подходе к обучению дети достаточно быстро овладевают умением производить звуковой анализ в умственном плане. К концу обучения в старшей группе дети с легкостью анализируют слова различной структуры (со стечением гласных, согласных, с йотовыми звуками) из 5—7 звуков.

Определяя последовательность звуков в слове, дети учатся произносить каждый звук утрированно, т.е. выделяя его силой голоса.

В старшей группе деление слов на слоги более осознанное. Со временем дети начинают понимать слогообразующую роль гласного звука и связывают количество слогов в слове с количеством гласных звуков. Они усваивают правило: СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ. Они безошибочно пользуются этим правилом, грамотно формулируя свои ответы: «В слове ЛУНА два слога, т.к. в этом слове два гласных звука: У и А. Первый слог ЛУ, второй — НА». В дальнейшем это поможет детям правильно переносить слова на письме, т.к. в русском языке слова переносятся по слогам.

На каждом занятии дети учатся читать слоги с изучаемыми буквами. Сначала читаем обратные слоги, начинающиеся с гласных звуков: АМ, ОМ, УМ, ИМ. Затем читаем прямые слоги, которые начинаются с согласного звука: МА, МО, МУ. МИ. Дети быстро овладевают навыком послогового чтения и переходят к чтению слов.

В конце каждого занятия по обучению грамоте отвожу несколько минут для работы в тетрадях. Дети учатся ориентироваться в тетради, различать рабочую строку. Здесь же идет активная подготовка руки к письму в школе. А самое главное то, что дети учатся писать под диктовку, списывать с образца, не пропуская при этом буквы. Они усваивают правило, что при письме обязательно нужно шепотом проговаривать то, что пишешь.

В конце обучения в старшей группе дети хорошо читают по слогам, пишут под диктовку печатными буквами, с легкостью производят звукобуквенный анализ и синтез, делят слова на слоги и составляют слова из 2—3 слогов.

Дети, получившие такую подготовку в детском саду, успешно учатся в школе и значительно опережают своих сверстников. А главное, что они не становятся дисграфиками и дислексиками.

На занятиях по обучению грамоте необходимо иметь следующий наглядный материал.

Демонстрационный:

  • большие печатные буквы (гласные — красного цвета, согласные — чёрного);
  • магнитная доска с буквами красного и синего цветов;
  • доска и мел.

Раздаточный:

  • палочки счётные для составления слов;
  • фишки трёх цветов (красные, синие, зелёные);
  • картинки в конвертах на все изучаемые буквы и звуки;
  • картинки для звукобуквенного анализа;
  • буквы из разрезной азбуки;
  • слоги для составления слов;
  • тетради;
  • ручки.

И. Лебедева


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх