Профилактика акустических видов дислексии и дисграфии у детей с ТНР

Одной из основных задач учителя-дефектолога, работающего с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, является подготовка их к усвоению грамоты в школе, а письменная речь, как известно, является базовым компонентом всей учебной деятельности.

Фонематическое восприятие — это слышание звука в слове и умение проводить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Иначе говоря, это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки, особенно близкие по звучанию, например: «п — б, с — ш, ш — ж, з — ж» и т.д.

Признаком фонематического недоразвития у детей является незаконченность процесса дифференциации звуков, недифференцированное произношение пар или группы звуков, например, замена звуков «с» и «ш» мягким «ш’»; замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции — вместо «р» произносится «л», вместо «ш—с» — «т»; смешение звуков, а также наблюдаются недостатки в грамматическом оформлении речи. Такие дети допускают много ошибок в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, в построении предложений. Поступая в школу, они с большим трудом овладевают грамотой, особенно орфографией. Как замечено на практике, очень часто среди учеников массовых школ встречаются акустические формы дислексии и дисграфии.

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, обусловленное нарушениями высших психических функций.

Дислексия и дисграфия имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи.

У детей с акустическими формами дислексии и дисграфии нарушены фонематические системы языка. При чтении дети не дифференцируют фонемы по определённым позициям: мягкость — твёрдость, глухость — звонкость, по месту и способу образования: дом — том, мишка — миска, утка — ука.

Профилактика нарушений чтения и письма должна начинаться уже в дошкольном возрасте. Предупреждение дислексии и дисграфии является одним из главных вопросов в работе учителя-дефектолога детского сада. С этой целью мы и проводим с детьми пропедевтические занятия. Мы на слух учим их дифференцировать фонемы родного языка. А для этого должны быть хорошо сформированы слуховое восприятие, звуковой анализ и синтез, фонематический слух. Работу по этим направлениям проводим с детьми уже в детском саду с целью устранения, предупреждения акустических форм дислексии и дисграфии.

Традиционные методы лечения дислексии в основном основываются на альтернативных методах обучения. Ребенок не избавляется от неправильного восприятия, а учится жить вместе с ним. Большой эффект остеопатия дает при лечении родовых травм.

В ходе коррекционного курса используем игры и упражнения на узнавание и различение неречевых звуков, воспитываем внимание к звукам окружающего мира. Также используем звуковые игрушки, наглядные пособия, таким образом, развиваем у детей фонематическое восприятие.

Проводим с детьми подгрупповые и индивидуальные занятия, в процессе каждого из них исправляем недостатки произношения, уточняем артикуляцию звуков. С первых занятий даём упражнения на развитие слухового восприятия, фонематического слуха, по анализу и синтезу слов и знакомим детей с такой речевой единицей, как предложение. Эта работа помогает ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к обучению грамоте.

Разработали последовательность развития слухового восприятия у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. При планировании и проведении игр ориентируемся на этапы слухоречевого развития ребёнка. Игры строим с учётом лексических тем, располагаем в последовательности, соответствующей тематическому планированию работы с детьми четвёртого, пятого и шестого года жизни.

Стараемся заинтересовать детей занятиями, используем разнообразные игровые моменты, рисование, художественное слово. В целях предупреждения быстрого утомления чередуем задания, используем наглядный материал, даём возможность ребёнку действовать самостоятельно: разложить картинки, собрать предметы и т.д.

В результате подгрупповых и индивидуальных занятий в детском саду, семье дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произносить и различать звуки, правильно их употреблять в своей речи. Они слышат звук и выделяют его в ряду других звуков, слогов, слов; разделяют слова на звуки; объединяют отдельные звуки в слоги и слова; сопоставляют слова, различающиеся одним звуком.

Основная задача в преодолении нарушений чтения и письма заключается в формировании у ребёнка чётких представлений о звуковом составе слова, в развитии навыков анализа и синтеза при воспроизведении речевых звуков.

Н. Гоманкова

Предыдущая статья: Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх