Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Речевая деятельность формируется тесной связи с психикой в целом, с различными ее сторонами и процессами. Поэтому речевое недоразвитие рассматривается в единстве с особенностями психического развития.

Наряду с нарушением речевой деятельности у детей с (ОНР) могут происходить отклонения в их психическом развитии, темп которого может замедляться, протекать аномально. Нарушается развитие мыслительной, гностической, мнестической деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности.

Большинство высших психических функций имеют сложное комплексное строение, основанное на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с ОНР не только замедленно, но и в значительной мере изменено. Так, Э.Л. Фигередо провел исследования и сделал вывод, что у детей с ОНР наблюдаются определенные качественные особенности развития психических функций по сравнению с нормально говорящими дошкольниками.

Автор отмечает, что внимание у детей с нарушением речи недостаточно устойчивое и плохо распределяется, что особенно проявляется в невозможности сочетать речевую и какую-нибудь другую деятельность. Объем внимания недостаточный, а продуктивность намного ниже, чем у нормально говорящих. Также отмечается недостаточность развития произвольных форм внимания. У большинства детей с ОНР выявлена неполноценность слухового восприятия, замедленность, фрагментарность, непостоянство, неустойчивость порогов восприятия. Имеются нарушения и тонких форм зрительного гнозиса, пространственные и временные нарушения. Детям требуется больше времени для приема, переработки зрительных, слуховых и других видов впечатлений.

В исследованиях отмечается, что мнестическая деятельность детей с ОНР также имеет особенности. Страдают все виды памяти, в особенности те, которые требуют мыслительных процессов (опосредованное запоминание). Снижены продуктивность, переключение, распределение и устойчивость процесса запоминания.

Исследование А.П. Вороновой показывает, что дошкольники с ОНР имеют особенности ориентировки в пространстве. Дети затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», испытывают сложности ориентировки в собственном теле.

Особенности протекания познавательной предметно-практической деятельности дошкольников с ОНР рассматриваются в работе Л.Э. Царгуш. Для детей с ОНР характерно:

  • использование способов проб и ошибок;
  • трудности в выборе из известных способов действий способа, адекватного ситуации;
  • применение дополнительных практических опор.

Соотношение характера высказываний с уровнем действий позволило сделать вывод о том, что усложнение характера речи связано с преобразованием содержательной стороны предметно-практической деятельности.

У детей с ОНР нарушено словесно-логическое мышление, значительно отстает наглядно-образное и несколько — наглядно-действенное. Наблюдается неравномерное развитие мышления с недостаточностью тех его сторон, которые связаны с речевой деятельностью (понятийное мышление). Исследования показывают, что для детей с ОНР характерны поверхностность мышления, проявляющаяся в абстрагировании и обобщении несущественных признаков, недостаточная гибкость мышления, склонность к шаблонным, стереотипным решениям, избирательная инертность мыслительных действий. Особенно трудно таким детям даются задания, требующие привлечения словесно-логического мышления.

У детей с ОНР не сформирована готовность к школьному обучению. Дошкольники с трудом обучаются навыками чтения и письма: смешивают буквы, сходные по написанию и т.д.

В исследовании Л. Э. Царгуш было обнаружено, что у детей с ОНР среди множества особенностей в познавательной сфере имеются особенности личности: эмоциональная незрелость, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, а также недостаточная способность к произвольной деятельности.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх