Развитие речи детей при знакомстве с бытовой техникой

Игра «Веселый поезд»

Детям вперемешку раздаются предметные картинки из наборов пройденных ранее тем: «мебель», «посуда», «игрушки», «бытовая техника и электроприборы».

В. Ребята! Наш поезд загружал свои вагоны на разных фабриках, мебельной и игрушечной, керамическом, фарфоровом и стекольном заводах. Помогите загрузить вагоны предметами одного производителя!

Дети должны, выбирая по одной картинке из своей стопки, назвать предмет и положить его в соответствующий вагон, определяя при этом родовое понятие предмета. Например: «Стол — это предмет мебели» или «Чайник — это предмет посуды».

В. Ребята, как же назвать все предметы, которые мы погрузили в последний вагон? (Это предметы бытовой техники, электроприборы.) Мы загрузили поезд полностью! Теперь он повезет всю продукцию в магазины нашего города.

Игра «Магазин»

В. В каком магазине продают мебель? (В мебельном.) Посуду? («Хозяйственные товары».) Игрушки? («Детский мир».) Электроприборы? («Хозтовары», «Радиотехника».)

а) «Один — много»: педагог называет один предмет из последнего вагона, а указанный ребенок называет его во множественном числе.

В. У меня один пылесос, а в магазине их много… Это.. (пылесосы).

б)  На наборном полотне перед детьми представлены предметные картинки электроприборов с цифрами поочередно от 1 до 10 и цифра 100.

В. Назовите, сколько каких товаров привезли в магазин?

Дети должны назвать цифру с предметом на картинке, согласуя их в роде и падеже:

«В магазин привезли 1 холодильник и 2 обогревателя»;

«…3 кондиционера и 5 пылесоса»;

«…5 видеомагнитофонов и 6 утюгов»;

«…7 телефонов и 8 соковыжималок»;

«…9 настольных ламп и 10 фонариков»;

«В магазин привезли 10 люстр и 10 бра».

Игра «Продавцы»

Дети в роли продавцов запоминают, что расположено на полках магазина. На наборном полотне выложен ряд предметных картинок с изображением электроприборов. Дети в течение 5—7 секунд рассматривают, затем картинки закрываются экраном (ширмой).

а) Вызвать 2—3 детей, чтобы по памяти назвали все товары в магазине: «Что вы запомнили на полках магазина?»

б) Педагог забирает одну-две картинки и открывает экран: «Чего не стало?» Выигрывает тот, кто первым правильно называет отсутствующий предмет.

в) Педагог располагает картинки на фланелеграфе в три ряда по типу таблиц Забранной и предлагает детям-продавцам рассказать, что и как расположено на полках магазина, используя предлоги под, над, слева вверху, справа внизу и т. п.

Например: «Пылесос и миксер стоят над холодильником», или «Телефон стоит слева внизу».

Игра «Реклама»

Дети (по подгруппам или индивидуально) на основе предметной картинки придумывают рекламу своему электроприбору и представляют его покупателям в любом из вариантов:

  • рифмованно, т. е. придумать стихотворение;
  • в диалоге, т. е. называние частей предмета и их назначение;
  • «Хвалебная речь», т. е. уменьшительно-ласкательная форма.

Игра «Покупатели»

Дети составляют предложение о любом предмете (на тему применения его в быту) по образцу, чтобы получить картинку. Например:

  • Я хочу   купить   холодильник, чтобы…  (хранить продукты);
  • Я   хочу   купить   телевизор, чтобы…  (смотреть кино);
  • Я хочу купить часы,  чтобы… (не опаздывать в детский сад) и т. д.

Педагог в роли продавца раздает детям их «покупки».

Игра «Что делает? Что сделал?»

Группа разбивается на две команды: «Работники» и «Отдыхающие», т. е. делающие работу и уже сделавшие ее. Педагог показывает предметную картинку бытового прибора (например, тостер). Первая команда должна назвать слово «жарит», а вторая — слово «пожарил».

Морозильник — морозит, холодильник — охлаждает, пылесос — чистит, миксер — взбивает, лампа — освещает, магнитофон — играет, кондиционер — охлаждает, радио — рассказывает и т. д.

Игра «Слесарь» (электромонтер, автослесарь и т. п.)

Из названий частей предмета «собрать» (узнать и назвать) спрятанный у педагога предмет (картинку):

  • корпус,   трубка,   диск,   крученый шнур, провод с вилкой (телефон);
  • корпус, кинескоп, провод, дистанционный пульт (телевизор);
  • двигатель,    пылеприемник, шланг с насадками,  шнур (пылесос);
  • циферблат,  стрелки,  стекло, браслет или ремешок (часы);
  • колба, нить накаливания,  цоколь (лампочка);
  • двигатель,   барабан,   дверца, шланг для слива воды, панель управления, электрошнур (стирольная машина).

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Каждому ребенку предлагается картинка с недорисованными частями: телефон без диска или трубки, часы с одной стрелкой, пылесос без колес, утюг без провода, телевизор без панели управления, настольная лампа без плафона и т. п.

В. Назовите, чего не хватает на вашем рисунке? Дорисуйте эту часть (по контуру или самостоятельно).

В. Подведем итог наших игр в общем конкурсе «Кто последний назовет по памяти предмет бытовой техники?»

Дети поднимают руку, педагог называет имя ребенка — тот говорит слово. Если называется предмет, не упоминавшийся на занятии, то можно попросить ребенка объяснить его применение.

Предыдущая статья: Следующая статья:

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх