Развитие речи дошкольников с помощью ИКТ

Информационно-образовательные ресурсы представляют собой важную составляющую современного учебного процесса в учреждении дошкольного образования, помогая решать образовательные задачи на новом качественном уровне. В наибольшей степени к настоящему времени разработаны компьютерные технологии, которым отводится особая роль в развитии дошкольников.

Наличие огромного интереса детей к компьютеру позволяет рассматривать его как дополнительное (наряду с традиционными) средство развития речи детей. Однако возможности использования этого средства изучены недостаточно. Прежде всего компьютерные программы стали использоваться для обучения грамоте и иностранному языку. Эта область широко представлена в практических разработках для детей. Это, например, «Веселая азбука с самым умным котом на планете» компании Руссобит—М; «Мой Мир. Скоро в школу» компании «Новый Диск»; серия игр «КИД/Малыш» Ассоциации «Компьютер и детство»; игры для занятий по иностранному языку: «Уроки тетушки Совы. Английский для детей с Хрюшей и Степашкой» компании «Правильное кино»; и т.п.

В последнее время появляются научные публикации, посвященные использованию информационных коммуникационных технологий, в которых прямо или косвенно упоминаются их возможности для развития речи дошкольников. Разрабатываются и электронные средства, непосредственно «работающие» на развитие речи детей. В частности, к ним относятся иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы на сайте http://bukvar.edu.ru. На сайтах ДЕТсад, МААМ.RU представлены презентации «В мире слов», которые можно использовать как в старших группах детского сада для пополнения словаря детей, ознакомления их с такими языковыми явлениями, как синонимия, антонимия, многозначность слова.

К материалам по развитию речи детей относятся развивающие программы мультимедийного издательства «Новый диск» — программно-методический комплекс по «Развитию речи». Для развития у детей художественно-речевой деятельности используется также серия «Чудо-малыш — Учитесь как в сказке», состоящая из 5 интерактивных DVD дисков. Достичь вариативности деятельности детей дает возможность работа с программами издательства «Новый диск», «Медиа Хауз «, фирма «1С». Они дают возможность достичь вариативности речевой деятельности детей. Издательством БУКА выпущены компьютерные игры серии «Маленький гений», в которых также предусмотрены задания по развитию речи.

Разработаны некоторые электронные пособия по развитию речи детей в Республике Беларусь. Например, ресурсы по речевому развитию дошкольников в СДО Moodle С.В. Полягошко. Это презентация «Азбука скороговорок», презентация-игра «Сказочник» и др.

Больше пространства для сочинения ребенком историй, тогда как остальные с интересом следят за действиями, предоставляет интерактивная классная доска. Дети гордятся не только своей собственной работой, но и работой остальных, считая ее «работой всей команды».

Некоторые практические работники дошкольный учреждений делятся своим опытом использования ИКТ с целью развития речи детей, рассказывают об открытых ими возможностях. Педагоги подбирают игры-презентации с использованием загадок, ребусов, кроссвордов, подходящие возрасту детей и содержанию учебной программы. Широко используются воспитателями компьютерные игры серии «Логобург». Например, задания «Времена года», «Фрукты», «Огород» способствует лучшему овладению названными лексическими темами; выполнение задания «Какой, какая, какие» приводит к пополнению словаря ребенка прилагательными; задание «Чей малыш?» — усвоению способа образования уменьшительно-ласкательных слов; задание «Что сначала, что потом» способствует развитию умения пересказывать по серии сюжетных картинок и т.д.

Таким образом, в методическом арсенале воспитателей учреждений дошкольного воспитания имеются определенные наработки по использованию ИКТ в работе по развитию речи детей. Однако остается недостаточно исследованным вопрос о механизме применения этих средств в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

В научной и методической литературе неоднократно подчеркивалось, что электронные средства обучения необходимо применять только тогда, когда нет иных возможностей предоставления детям наглядности. Если программа, например, просто заменяет обычные карточки или картинки, такие программы некоторые авторы называют бесполезными.

Успешно и грамотно интегрированные в основные виды деятельности, информационно-образовательные ресурсы открывают новые возможности для всех форм социального взаимодействия.

Интеграция содержания развития речи дошкольников может осуществляться в разных направлениях — внутри образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» или путем интегрирования содержания данной области с содержанием других образовательных областей. Именно гармоничная интеграция традиционных видов деятельности детей — игры, художественного творчества, конструирования и др., — сопровождаемыми речью, коммуникацией, с доступной дошкольникам работой с цифровыми инструментами выступает основным механизмом использования ИКТ в процессе развития речи и культуры речевого общения.

Старжинская Н.А.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх