Развитие речи и музыкальная деятельность

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей, педагогов, на учреждения культуры, радио и телевидение. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыве от него. Музыка и речь неразделимы.

Знакомя детей с песнями, музыкальными сценками, мини-спектаклями, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:

  • развитие словаря;
  • обучение рассказыванию и чтению стихов;
  • формирование диалогической речи;
  • ознакомление с литературой и поэзией (как русской, так и белорусской);
  • воспитание культуры речевого общения;
  • развитие дыхания.

Наша задача — учить детей говорить на литературном языке.

И как светофор регулирует уличное движение, так и нормы литературного языка регулируют нашу речь — дают зелёный свет образцовым словам и формам, а красным светом перекрывают дорогу отклонениям от нормы. Приведённый пример доступен для понимания даже детям.

Так, необходимость строго следовать нормам литературного языка заставляет нас обратить внимание на вопрос: «Правильно ли мы говорим?». А как говорим мы, так говорят и наши воспитанники.

Лети разные по своему характеру, темпераменту, развитию, воспитанию. Одни замкнутые, другие застенчивые, неуверенные в себе, «молчуны», с трудом идущие на контакт, а есть и просто равнодушные, безразличные. Мы стараемся «снять» с их лиц неуверенность, сосредоточенность, тревогу, мимическую скованность, постоянно активизируем их внимание, пытаемся увлечь, заинтересовать.

Есть дети чрезмерно активные. Их речь быстрая, нечёткая, дыхание без пауз, говорящие как бы «взахлёб». Часто, не дослушав музыку до конца, выкрикивают ответ (не всегда правильный) или перебивают товарища. У таких детей не сформирована культура речевого общения, разговорная (диалогическая) речь, отсутствует умение строить фразы.

Проводя с детьми музыкальные занятия, мы берём в поле зрения не столько их голос, который начинает лишь оформляться, сколько их речь, музыкальный слух, музыкальную память и внимание. Сначала анализируем все положительные и отрицательные стороны артикуляционных навыков ребёнка и в зависимости от них строим дальнейший план занятий. У старших дошкольников в большинстве случаев механизмы речи ещё не закреплены в той мере, в какой это требует 2 сигнальная система, а нередко даже закреплены неправильно, что обязывает нас обращать внимание на культуру речи ребёнка и стараться проводить с ним небольшие беседы, приучающие не только к хорошему произношению слов, но и к правильному построению речи. Такие беседы соответствуют предлагаемой на занятии теме.

Приведу примеры. Перед прослушиванием в средней группе пьесы Д.Б. Кабалевского «Клоуны» спрашиваем: «Кто из вас был в цирке? Кто вас там смешил? Как? Что больше всего понравилось? Почему?». Завязывается доверительная беседа. Все дети хотят поделиться впечатлениями о посещении цирка, в беседе принимают участие даже самые застенчивые. И здесь в беседу вступают даже «молчуны». В дальнейшем все с удовольствием слушают новую песню и активно включаются в процесс разучивания.

Такие диалоги и коллективные беседы дают материал для скорейшего ознакомления как с положительными и отрицательными речевыми данными ребёнка, так и с культурой и подвижностью речи на этом этапе его развития. Обнаруженные у детей недостатки — дефективные согласные, нечёткие гласные, искажение окончаний слов, крикливость, открытость звучания, слабая музыкальная память, робость, излишняя подвижность, свидетельствующая о повышенной возбудимости ребёнка — берутся под наблюдение и устраняются.

Пение — основной и самый трудный вид музыкальной деятельности. Ребёнок, независимо от того есть у него музыкальные данные или нет сразу на занятии поёт песню. Пусть она будет спета плохо или даже фальшиво, ребёнок всё равно получает от этого удовольствие. Мы скорее имеем возможность разобраться в музыкальных данных ребёнка и делаем для себя полезные и необходимые выводы, используя их для дальнейшей работы.

Ввиду того, что дети скорее запоминают музыку в сопровождении слова, мы во всех возрастных группах начинаем разучивание песни сразу со словами. При этом каждая фраза многократно повторяется. Ребёнок должен не только правильно и чётко произносить слова, но и хорошо понимать их значение для умения вызывать у себя кроющиеся за словом представления. В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней на них фиксируется внимание.

На первый план здесь выходит пример взрослого: координация движений речевых органов — губ, языка, голосовых связок, владение правильным дыханием, чёткой дикцией. Смазанное, неясное пение — это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, отчего недостаточно открывается рот и нерасчленённо звучат гласные. Чёткое же произношение слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем — от произношения согласных звуков.

В начале года вспоминаем то, что учили в прошлом году. Детям нравится узнавать знакомые произведения и исполнять их. Даже самые застенчивые активно включаются в этот процесс.

По каким признакам мы выбираем песни? Что главное при их разучивании? Ответы на эти вопросы приведём тезисно.

  • Критериями при отборе песен и определении последовательности работы с ними служат особенности поэтического текста и музыки.
  • Текст песен должен быть рифмованным и ритмичным. Дети лучше и быстрее запоминают такие стихи.
  • Необходимо, чтобы дети понимали содержание стиха.

Они различают и в первую очередь усваивают те слова, которые соотносятся с имеющимися в их памяти образцами и представлениями. Мы стараемся добиваться осмысленного запоминания, а не механического. Если речь идёт о «сюжетном» стихотворении, дети воспроизводят его сначала посредством действий и слов логического порядка (причина — следствие). Они могут также инсценировать его содержание. Например: спектакль «Веснушка ищет весну»

Веснушка.

Ёжик, ты куда бежишь?

Почему ты так дрожишь?

Ёжик

— Здравствуй, милая Веснушка!

У меня замёрзли ушки.

Видно, зря проснулся я,

Думал, что весна пришла.

После такой работы наступает этап усвоения, когда для точного воспроизведения стихотворного текста уже не нужны внешние действия.

Учим ребёнка не только воспринимать музыку, но и аккумулировать полученные впечатления, правильно воспроизводить мелодию песни, солировать и петь в хоре. При повторении песен «оттачиваем» их слова и выразительность исполнения.

Во время разучивания песен постоянно используем дидактические игры.

Чередуем индивидуальное (одиночное) чтение (проговаривание) куплетов с хоровым.

Начиная с младшего возраста мы на каждом занятии стараемся активизировать у детей речевую деятельность, опираясь всегда на игровые мотивы. Здесь на первый план ставим диалог малыша со взрослым, установление между ними контакта, доверительных отношений. Первая игра всегда «Кто у нас хороший?», (сл. и муз. С. Галкиной). Она строится на вопросе музыкального руководителя и ответе ребёнка. Протягивая руки любому ребёнку, он спрашивает:

Кто, кто у нас, кто у нас хороший?

Кто, кто, кто у нас, кто у нас пригожий?

В ответ ребёнок звонко, чётко называет своё имя. Игра активизирует речь у всех без исключения: стеснительных, молчаливых, смелых, уверенных…

Игра «Всё делаем сами» С. Галкиной (первая младшая группа) — второй шаг в освоении речи. Снова диалог музыкального руководителя с каждым ребёнком индивидуально.

Постоянно стимулируем желание выполнять игровые действия, соответствующие содержанию знакомых песен, сказок, потешек.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала:

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

Во время пения учим детей протягивать ударные слоги в словах «ладушки», «оладушки», «поливала», «давала», «Даше », «Паше», «Ване», «Тане»  акцентируя внимание на правильное произношение гласных в пропевании имён. Песню осваиваем в игре.

С каждым днём в жизнь малышей входит много нового, появляются предпосылки для новых видов деятельности, в том числе и художественно-речевой. К ним в гости приходят незнакомые сказки, потешки, стихи, песни, сценки из кукольных представлений. Сейчас мы играем в сказку «Бабушка и её друзья» (сл. и муз. С. Галкиной). Учим детей передавать игровые образы: голосом пропевать звукоподражание «курочки», «собаки», «кошки», «коровы», «лошадки», «петуха».

Уже на четвёртом-пятом году жизни у детей становится более устойчивая эмоциональная реакция на музыку. Они свободно определяют различные средства музыкальной выразительности, слышат не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части. Уже многие в своей речи используют музыкальные термины и свободно охарактеризовывают смену настроения в произведении, сравнивают несколько произведений по сходству и контрасту.

Например, после сыгранного вступления, узнав и назвав игру «Воробьи и кот», задаём вопрос: «Сколько частей в музыке?». Отвечают: «В музыке три части». На вопрос: «Одинаковы ли они?» отвечают: «Нет. В первой части хозяйка сыплет воробушкам зёрнышки. Во второй — воробушки летают, а в третьей — клюют зёрнышки», вопрос: «Одинаковая ли музыка во всех трёх частях?». Отвечают: «Нет. Сначала спокойно сидим, а потом весело летаем и клюём».

Разбирая музыку к игре «Жмурки» (муз. Ф. Флотова), дети говорят: «В музыке две части. Первая тихая, мы притаились. Вторая весёлая, быстрая, громкая — мы бегаем».

У детей пополняется багаж новых слов: жанры (марш, колыбельная, танец), характер музыки (высоко, низко, ритм, оркестр, хор, солист, дирижёр), инструменты (баян, бубен, труба, скрипка, барабан, балалайка, бубен, металлофон, ксилофон, пианино, гитара).

Постоянно уделяем внимание песенно-игровому творчеству. Расширяем круг образов в движении во взаимоотношении с другими образами. Вот один из примеров.

«Весенний лес» (муз. С. Галкиной). Распределяем детей на подгруппы: «травка», «мошки», «речка—ручейки», «птички». Закрепляется текст и мелодия. Намечаем вместе с детьми, как будем передавать каждый образ, каким голосом петь, какими движениями сопровождать пение, и начинаем «играть».

Про весенний, звонкий лес

Мы ведём рассказ.

Кто проснулся и запел,

Познакомлю вас.

Травка. (гордо, смело, решительно, радостно).

Вот я какая,

Травка лесная.

Будет солнышко сиять,

Нежно травку согревать.

Пчёлки (трепетно, нежно, взволнованно).

Вот мы какие,

Пчёлки лесные,

Будет солнышко сиять,

Нежно пчёлок согревать.

Речка (широко, звонко, радостно).

Вот я какая,

Речка лесная…

Птички (высоким, светлым, радостным голосом).

Вот мы какие,

Птички лесные…

Свободная, творческая пляска.

Дети ярко и эмоционально воспринимают содержание песни, с большим желанием драматизируют, передавая мимикой, голосом и движениями происходящие в ней действия. На досугах, праздничных утренниках они часто драматизируют литературные сценки, сказки. Ярким примером для них служат взрослые их воспитатели. Какими сказочными героями только не были, передавали различные образы: сказочницы, феи, буратино, клоунов, кикимор, бабы яги, белки, зайца-портного, медведя, снегурочки, крокодила Гены, Берегоши, весны, осени, зимы и др. Как правило, во время выступлений взрослых к ним обязательно подключаются маленькие артисты — получается единое большое представление. Это настоящая школа овладения детьми литературным языком.

На протяжении всей работы с детьми мы стараемся превращать наше общение с ними в обоюдное удовольствие, обычные музыкальные занятия — в театрализованные представления. Ребёнок-зритель становится непосредственным участником, одним из творцов этого представления — удивительного мира творчества.

Интересно проходило знакомство с симфонической картиной волшебного города названной Н.Римским Корсаковым «Три чуда» по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Прежде чем дать свою оценку трём чудесам, детей познакомили с содержанием сказки, используя яркие, красочные иллюстрации художников Л. Баниной, Е. Шурлаповой, С. Подивалова (Москва, «РОСМЭН», 2005 г.) и грамзапись в исполнении замечательного сказочника — Народного артиста СССР И. Ильинского, сопровождаемую симфоническим оркестром. Мы рассказали, что Н. Римский-Корсаков написал её в год празднования 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Что в музыке борьба добра и зла выражена в смягчённой, подчёркнуто сказочной и шутливой форме.

Сказка прозвучала на одном из музыкальных занятий, которое превратилось в настоящий мини-спектакль. Для закрепления услышанного дети с воспитателем разучили маленькие отрывки художественного текста, рассказывающие о трёх чудесах.

Белка.

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

Богатыри.

И стоят в глазах царя

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые.

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Царевна Лебедь.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвестъ:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…

На следующем занятии малышам было предложено во время прослушивания музыкальной картины самим сопровождать художественным словом. Отбоя не было от желающих выступать. Синтез искусств помог сделать речь детей выразительной, яркой, соответствующей характеру каждого героя. Чувствовалось, что они прониклись содержанием и с удовольствием выражали своё отношение к нему мимикой, голосом, жестами.

Теперь уже можно было добавить к знакомым образам ослепительную музыкальную картину «Полёт шмеля». Не называя заранее отрывок, спросили: «Как вы думаете, для кого Н. Римский-Корсаков её написал?» Дети задумались. Последовал вопрос-подсказка. «Какая музыка по характеру?» Тут сразу «посыпались» определения: летящая, жужжащая, кусающая, то взлетает вверх, то опускается вниз, смелая, нападающая…

Интерес к произведению как бы сам активизировал их мыслительную направленность, помог почувствовать разнообразные оттенки настроения, выделить выразительные средства, самостоятельно это высказать словами и дать ответ: «Для мухи, пчелы, комара, шмеля».

От занятия к занятию дети играли в сказку и она совершенствовалась. Появились рассказчики, богатыри, волны, белка, царевна Лебедь, детали к костюмам.

В таком же плане мы слушаем «Марш Черномора» из сказочно-эпической оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки по одноимённой сказке А.С. Пушкина. Образ Черномора здесь дан без слов. Его характеризует яркая, выразительная, сразу запоминающаяся музыка в жанре марша — пышное шествие свиты Черномора. Его образ вызывает у детей смех и пренебрежение к крошечному злому старцу с огромной бородой, которую несут на подушках арапчата. Причудливый, угловато-гротескный марш Черномора сменяется волшебными плясками рабынь. Снова дети играют «в театр». И здесь они легко справляются с описанием марша. Композитор талантливо через музыку сумел дать характеристику злому волшебнику: смешной, хотя и хочет показать, что он сильный и самый главный; величественный, царский, хотя уродливый и крошечный (показывают мизинец, делая смешную гримасу). Предлагаем детям передать в движениях «Марш Черномора». Это вызывает настоящий восторг!

Таких примеров можно привести много. Постепенно у детей накапливаются знания и уже, слушая в дальнейшем «Детский альбом» П.И. Чайковского, большинство из них свободно дают словесную характеристику каждому произведению. Приведу несколько примеров.

«Болезнь куклы»: музыка грустного, печального характера. Мелодия медленная, «падает» всё ниже в «низкую музыку». Звучит музыка то тихо, печально, то громко, «волнуется».

«Новая кукла»: музыка радостная, девочке подарили новую куклу. Мелодия как бы бежит вверх, «запыхалась» и убегает совсем, исчезает.

«Песня жаворонка»: музыка радостная, тонкая, птичья, переливается, (форшлаги), звонкая, летающая.

«Вальс»: быстрая, звучная, кружащаяся музыка. Сначала она тихая, нежная, в конце звучная, а потом затихает.

«Марш деревянных солдатиков»: игрушечный марш, отрывистый, чёткий, шагающий.

Девочки всегда просят покружиться в вальсе, а мальчики — обязательно помаршировать, как деревянные солдатики». Мы предлагаем это сделать тем и другим.

Сила занятий-спектаклей в том, что они ставят зрителя (детей) в положение «третьего творца». После автора, композитора зритель сам приобщается к творчеству, становится «артистом театра». «В этой роли, — писал К.С. Станиславский, — зритель невольно проникает в атмосферу поэзии и творчества, которая воспитывает вкус, разжигает эстетическое чувство и возрождает к жизни художника, дремлющего в душе каждого человека».

А вот ещё одна игра-путешествие в страну Алфавит. Чтобы она была интересной, используем элементы сказки. Предварительно рассказываем детям, что буквы не просто знаки, каждая имеет своё лицо, свой голос, их жизнь полна приключений. Даже одной буквой (а она становится звуком, когда мы её произносим) можно сказать о многом.

Например, буква «А» — ею выражаем и радость, и удивление, и страх, и восхищение, и предупреждение, и согласие, и обиду. (демонстрируем сказанное). А вот если к букве «X» добавить разные гласные, получаются слова-«веселушки».

Новая жизнь букв начинается тогда, когда они образуют слова. Буквы будто живые. Белорусский поэт Г. Бородулин сравнивает их с пчёлами. «Улей есть такой весёлый». Мы уточняем с детьми, что улей — это маленький домик для пчёл. Улей, в который приглашает нас Г. Бородулин, и пчёлы, которые живут в нём, необычные! Пчёлы — это буквы, а улей — своеобразный весёлый домик, где они живут, алфавит. Вот он (вывешиваем табличку с алфавитом). А почему, как вы думаете, поэт сравнивает буквы с пчёлами? Чтобы легче было догадаться, давайте сделаем так: я разделю вас на три группы. Каждая будет тихо, нежно «гудеть», как пчёлки. Давайте попробуем: «З-з-з-з…» Молодцы!. А теперь каждая группа получит свою букву: первая — В, вторая — Ж, третья — З, будем повторять их снова и снова., как будто «поём» мелодию на одной ноте. Главное, чтобы буква озвучивалась всеми группами одновременно, слаженно, тихо, музыкально. (Даю тон от ноты Фа, затем от Соль, Ля.) Воспитатель поёт букву И, музыкальный руководитель — У. (При повторении «песенки», взрослые меняют буквы на: Н, О, М, Я. В результате получается «гудение», напоминающее пчелиное.

Детям тяжело понять приведённые сравнения. Причём тут мёд, когда разговор идёт про дружную семью букв. Мы не боимся вводить будущих школьников в свет образного слова. Общность букв с пчёлами поэт находи! в том, что также, как пчёлы собирают нектар — основу будущего мёда — и наполняют им соты, так и люди, благодаря грамоте, берут из книг различные сообщения, знания, которыми обогащают свой ум и душу. С букв начинается процесс овладения речью, грамотой. Такая работа помогает детям постигать алфавит, правильно, красиво выговаривать каждую букву, каждое слово.

При знакомстве детей с нотами мы проводим параллель. Из букв рождаются слова, а из нот — мелодии. Когда мелодия и слова встречаются, получается песня.

Трудно сказать, где в песне проходит граница, отделяющая слова от напева. Судьба песни зависит и от слов, и от музыки. В песне соединяются два вида искусства — поэзия и музыка. Смысловое значение стихов дополняется эмоциональным воздействием мелодии.

Мы воспринимаем песню лишь тогда, когда её слышим. Посредником между песней и слушателем, является исполнитель. Не случайно любители песни, отправляясь на концерт, выбирают не только любимого композитора, но и полюбившегося исполнителя. Судьба песни находится в руках исполнителя.

Даже отличная песня в плохом исполнении не доходит до сознания слушателя. Чем совершеннее профессионализм исполнителя, тем вернее и сильнее будет сила воздействия песни. Сюда входят многие составляющие: чёткая дикция, артистизм, передача голосом различных жанров (марш, колыбельная, танец и т.д.), нюансов, характера, содержания произведения, владение мимикой, жестами и т.д.

Когда в простом разговоре мы произносим слово, оно должно быть понятно; тем более в песне — исполнителя никто не прервёт, не попросит снова повторить недошедшее слово, а в нём, может быть, заключается то, без чего песня теряет свой смысл и значение. Обязанность исполнителя — следить за благозвучием слов, их стройностью и чёткостью. В песне слово, произнесённое без интонационной выразительности, может равняться нулю, а именно оно несёт в себе большой груз вложенного в него содержания. Хороший певец-исполнитель является прекрасным «усилителем» написанных слов и напева.

К концу пребывания в детском саду дети это прекрасно усваивают и с крепким фундаментом из накопленных знаний идут в школу, чтобы продолжать их совершенствовать.

С. Галкина


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх