Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр

Жизнь современного человека невозможно представить вне общества. Будучи включённым в систему отношений разного плана и уровня, индивид не только испытывает на себе комплексное воздействие окружающего мира, но и сам способен оказывать на него так или иначе направленное воздействие.

В процессе такого активного взаимодействия формируются познавательные способности человека, на основе которых развёртывается творческая деятельность, предполагающая создание качественно новых материальных и духовных ценностей.

Творческая деятельность также является источником саморазвития и самореализации личности. Человек с развитым творческим потенциалом способен не просто усваивать поступающую «извне» информацию, но и критически оценивать её, находить применение полученным знаниям, сформированным умениям и навыкам, ставить перед собой личностно и общественно значимые цели и достигать их. «Творческий процесс, — считает Н. Роджерс, — есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды её испытал, уже не сможет без этого жить. …Перекрыть этот процесс, значит вызвать болезнь как на уровне отдельного индивида, так и на уровне культуры в целом».

Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев и др. указывают на тот факт, что способность к творческой деятельности является родовой сущностью человека. Все приобретения человечества (труд, мышление, язык, искусство, наука, система общественных отношений) имеют своим основанием творчество.

Успешность творческой деятельности определяется особенностями функционирования психических познавательных процессов, главным образом — творческого мышления и воображения. С понятием «творческое мышление» учёные (Дж. Гилфорд, Х. Трик) связывают способность решать задачи открытого типа, генерировать большое количество идей в единицу времени, привлекать знания из различных областей для решения данной задачи, генерировать идеи, отличающиеся от общепринятых.

Также признаками творческого мышления являются способность видеть и разрешать противоречия, воспринимать объекты окружающего мира как сложные развивающиеся системы, выявлять закономерности их развития, соотношения между компонентами, осуществлять на этой основе необходимые преобразования, способность проникать в сущность вещей и явлений, мыслить с предвосхищением.

Воображение — это свойство сознания, позволяющее создавать новые образы на основе прошлого восприятия и познания (А.Л. Гройсман). Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Воображение позволяет выйти за пределы сиюминутного существования, помогает ориентироваться в ситуации, решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

К основным механизмам воображения относятся смысловой реализм, под которым подразумевается связь воображения с реальной действительностью, способность «видеть то, что лежит перед глазами», а не придумывать то, чего нет, и умение видеть целое раньше частей. С помощью этих механизмов человек имеет возможность видеть в окружающем мире то, что до сих пор ещё не понято и не раскрыто, «отрываться» от ближайшего, знакомого, замечать в привычных (на первый взгляд) вещах и явлениях что-то новое, необычное и на этой основе формулировать «продиктованную» этим новым оригинальную идею. Здесь также велика роль других познавательных процессов. Умение выбирать объекты, «достойные избирательного внимания», включать в создание нового образа впечатления из прошлого опыта связано с работой восприятия и памяти.

В процессе решения творческой задачи воображение и мышление функционируют как единое целое. Воображение без мышления превращается в пустое фантазирование, а мышление без воображения перестаёт быть продуктивным. В процессе мыслительной деятельности воображение начинает работать тогда, когда необходимо найти новые способы решения задачи.

Процесс функционирования воображения — это способность увидеть новые свойства, функции, возможности в предметах и явлениях. Однако для того, чтобы они превратились в общие принципы, тенденции, закономерности, необходимо обосновать их, переосмыслить с точки зрения законов логики и соответствия реальной действительности. В этом заключается работа мышления.

Важным условием развития высших психических функций человека является овладение языком и использование его во внешней речи, а позднее — и в умственной деятельности. Их единство проявляется в процессе усвоения значений слов, формирования понятий.

С овладением семантикой слова и формированием планирующей функции речи связана работа воображения. Развитию воображения способствуют работа над смысловой стороной слова, формирование умения широко использовать слово в различных контекстах, при необходимости легко переходить от одного контекста к другому. Также развитию творческого мышления и воображения способствует обучение детей творческому рассказыванию, ознакомление с образными средствами языка, формирование у них осознанного отношения к речевому творчеству.

Таким образом, проблема развития творческих способностей дошкольников посредством речи не является принципиально новой. Однако, как показал анализ литературы, арсенал средств, которые можно использовать с данной целью, не исчерпан. Так, например, большими потенциальными возможностями в этом отношении обладает языковая игра.

По определению лингвистов (Б.Ю. Норман, В.З. Санников и др.), к ней относятся явления, связанные с использованием языка с дополнительной, не только коммуникативной, целью, чаще всего комической.

Мы полагаем, что языковые игры могут стать эффективным средством развития творческих способностей дошкольников, принимая во внимание следующие обстоятельства.

Эффект языковой игры достигается за счёт осознанного «переключения» традиционного стереотипа восприятия языковых единиц. Новое содержание модулируется в рамках старой формы и наоборот. При этом создаётся скрытый смысл, подтекст, выражающий подлинные намерения говорящего (пишущего). Умение увидеть его, а также осознанно продуцировать языковую игру в собственной речевой деятельности, по мнению учёных, свидетельствует о высоком уровне развития творческих способностей носителя языка. К таким способностям относятся беглость, или семинтическая гибкость мышления (способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование), образная адаптивная гибкость (способность изменять форму стимула так, чтобы видеть его новые возможности), оригинальность мышления (способность продуцировать отдалённые ассоциации), продуктивность воображения.

Оптимальным для подобной работы мы считаем старший дошкольный возраст. Дело в том, что к пяти годам ребёнок овладевает нормами языка (фонетическими, лексическими, грамматическими), также в этом возрасте происходит дальнейшее совершенствование связной речи, формируется словесно-логическое мышление, произвольность психических познавательных процессов, благодаря чему становится возможным осознанное восприятие и понимание явления языковой игры.

С. Полягошко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх