Речь и воображение у дошкольников с общим недоразвитием речи

Изучение воображения у детей с нарушениями речи относится к числу мало изученных проблем. В современной специальной дефектологической литературе сведений по данному вопросу имеется недостаточно.

Результаты исследования невербального творческого воображения у детей с ТНР показали, что у учащихся с речевой патологией большинство показателей оказалось ниже, чем у контрольной группы. Образы, создаваемые учащимися ТНР на бумаге, отличались меньшим количеством деталей, недостаточной четкостью и тщательностью изображения, редким использованием оттенков цветов, однообразием раскрашивания рисунков. Дети более часто употребляли темные тона. На большинстве рисунков детей с нарушением речи сюжет ограничивался изображением героев на фоне природных объектов — травы, солнечных лучей и т.д. У некоторых учащихся с речевой патологией сюжет вообще был лишен какой-либо связи со сказкой.

Таким образом, сравнительное изучение особенностей невербального творческого воображения учащихся с ТНР и нормально говорящих обнаружило, что для детей с нарушениями речи характерны инертность, низкий уровень пространственного оперирования образами, истощаемость комбинаторных функций. В отличие от нормально говорящих, ни один ученик с речевой патологией не воспользовался приемом агглютинации.

Исследования вербального творческого воображения с использованием методики “Незаконченная сказка”, показало, что у учащихся с ТНР данный вид воображения значительно беднее, чем у нормально говорящих сверстников. Об этом свидетельствует тот факт, что почти половина учащихся с нарушением речи не смогла придумать окончания сказки, в то время как все испытуемые контрольной группы справились с заданием. Остальные учащиеся с ТНР, пытаясь завершить сказку, не смогли ввести новых персонажей и придумать новый поворот сюжета. В связи с тем, что учащиеся плохо владеют речевыми средствами: затрудняются подобрать слова для выражения своих мыслей, не в состоянии грамматически правильно построить фразу, они испытывали затруднения при выполнении задания, требующего умения самостоятельно, творчески мыслить, проявлять фантазию. В ряде случаев это вызывало отказ от общения, растерянность и неуверенность.

Таким образом, результаты исследования Л.А. Зайцевой, С.А. Ищенко позволяют определить особенности воображения у учащихся с ТНР:

  • активность процесса воображения значительно снижена в сравнении с нормально говорящими;
  • невербальное творческое воображение развито лучше, чем вербальное;
  • возникающие в воображении детей образы не всегда соответствуют предложенному им словесному описанию;
  • вербальное воображение значительно беднее, чем у нормально говорящих сверстников: представления и образы зачастую не имеют силы, яркости, четкости, логической достоверности, тонких смысловых оттенков; отмечается недостаточная гибкость и пластичность процессов воображения, эмоциональная бедность содержания продуктов творчества;
  • дети чаще, чем их нормально говорящие сверстники, склонны рисовать в своем воображении печальные, пессимистические, безрадостные картины, что связано с часто встречающимися у них такими неблагоприятными личностными чертами, как замкнутость, повышенная чувствительность при попытках речевого общения, сниженная эмоциональная реакция на успех или неудачу, на свое положение в коллективе;
  • уровень развития творческого воображения коррелирует со степенью тя-жести речевого нарушения, у нормально говорящих — с возрастом;
  • на процесс развития творческого воображения у детей с нарушением речи отрицательно влияют неустойчивость внимания, нарушение восприятия, мнестической деятельности, мышления, эмоционально-волевой сферы, а также низкий уровень владения языковыми средствами.

В исследовании И.Н. Логиновой, Т.П. Горониной изучались особенности воображения у старших дошкольников с ОНР (2 — 3 уровень речевого развития). Эксперимент показал, что в старшем дошкольном возрасте для детей с ОНР характерно только воссоздающее воображение. Оно обладает недостаточной целенаправленностью, гибкостью и повышенной истощаемостью. Ассоциации носят косный, стереотипный характер.

Исследования Е.В. Аханьковой, посвящены изучению особенностей творческого рассказывания детей с ОНР и вопросу эффективности использования приемов творческого рассказывания в системе коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей. Творческое рассказывание оценивалось по содержанию речевого сообщения, структуре речевого сообщения и творческому компоненту рассказа. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи выявлены сложности выбора слов и грамматического структурирования, появление пауз, повторов, отказ от деятельности. Дошкольники испытывают трудности в установлении логической последовательности основных смысловых компонентов сюжета. У большинства детей отмечалось отсутствие содержательности, неумение определить значимое, краткость и неразвернутость сообщений, а также отсутствие в рассказе творческого начала.

Разработанная автором система приемов и упражнений, позволила определить несформированность творческого компонента как доминантного у детей с ОНР II – III уровня речевого развития. По мнению автора, это обусловливается трудностями актуализации детьми социально-коммуникативного опыта, комбинированием полученных ранее представлений, отражением их в речи, а также особенностями речемыслительной деятельности.

Результаты исследования показывают, что использование приемов творческого рассказывания в системе коррекционно-педагогической работы способствует развитию связной

Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Ряд авторов указывают на необходимость обучения детей рассказыванию как одному из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается тесная связь связной речи и воображения.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх