Речь — инструмент развития ребёнка

Организация речевой деятельности дошкольников средствами моделирования

Традиционные методики развития речи детей носят репродуктивный характер, в качестве основного приёма рекомендуется образец взрослого, что в конечном итоге развивает у ребёнка в лучшем случае память, но не мышление.

Методы ОТСМ-ТРИЗ-технологии позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом (быстро и качественно) помогают педагогам решать проблему речевого развития. Основной формой обучения является система творческих заданий, с помощью которых достаточно быстро можно научить ребёнка создавать какой-либо речевой творческий продукт: загадку, метафору, лимерик, рассказ, сказку…

Главное отличие от традиционных методик по развитию речи в том, что у ребёнка формируется умение работать по моделям (высокий уровень абстракции). Они позволяют ему организовать свою творческую речевую и другие виды деятельности.

В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в лице взрослых, в конструировании — строении предметов. Овладение построенными внешними наглядными моделями становится основой развития умственных способностей к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется у разных детей стихийно и неравноценно. Разрешению этого противоречия послужила организация мною речевой деятельности дошкольника средствами игрового моделирования.

На первоначальном этапе я изучила программу работы с дошкольниками. На каждом возрастном этапе ставила определённые цели и задачи. Начинала работать с детьми 3—4 лет. Прежде всего подвела их к знаково-символической деятельности на разнообразных уровнях замещения. Демонстрировала некоторые операции моделирования, затем знакомила детей с вариантами моделей, воспринимаемыми и передаваемыми через все органы чувств. Например: модель-образ (лисичка-сестричка никак не может из своей шерсти колючку вытащить; кузнечик прыгал-прыгал и ножку подвернул — кто и как ему поможет?); модель-цепочка взаимосвязанных действий (внучка разговаривает с бабушкой по телефону; мама моет посуду. Включала проблемную ситуацию: бабуля слышит, что говорит внучка, а та — нет; мама начала мыть посуду, а свет отключился — как мама домоет посуду?). Различные образцы одного и того же объекта представляла как словесное описание, схему, рисунок, аппликацию, лепку, конструкцию, как пантомимическое действие. В основном использовала пассивный и частично полуактивный уровни.

Продолжая работу с детьми 4—5 лет, я учила их замещать объекты различными знаково-символическими вариантами, формировала понятие модели как образа предмета, побуждала детей один и тот же объект воспринимать и отражать как схему, рисунок, пантомиму, слово. На полуактивном этапе моделировала одну ситуацию различными средствами. Например: работающая стиральная машина. Что произойдёт, если во вращающемся барабане застрянет носовой платок? Средствами схематизации, рисунка, пантомимы, словом нужно изображать проблемную ситуацию. Проводила игры с «Моделью мира» — «Всё перепуталось», «Где это находится?».

В работе с детьми 5—6 лет подводила их к самостоятельному использованию некоторых операций моделирования. Демонстрировала элементы умственного экспериментирования, активно использовала разнообразные виды моделей, моделирование условий задачи схемами. В описании ситуаций или повествования (история, стихотворение, сказка) как сочинённого самим ребёнком, так и прочитанного мною использовались средства моделирования. Например: цепочка схем на полоске, рисование основных и узловых моментов сказки и т.д.

Вообще моделирование — довольно распространённый приём в обучении. Модели помогают не только наглядно представлять какой-либо предмет, но и модифицировать, видоизменять его. Один из вариантов моделирования — это символизация. Этот приём реализует принцип наглядности в обучении. Рассматривание объектов, картин помогает детям называть объекты и характерные признаки, производимые с ними действия. Была проведена предварительная работа — знакомство со схемой. Начиналась она с уточнения значений изображённых на ней символов. Такие условные обозначения я брала из карт Проппа, а также по договорённости с детьми придумывали сами. На основе символизации мы составляли схемы для описания объектов. Такие схемы приучают детей составлять собственный план высказывания.

Сначала я по каждому пункту схемы предлагала свой вариант рассказа, а затем дети делали то же, опираясь уже на другие объекты. Обязательным моментом были упражнения на запоминание наибольшего количества пунктов схемы в любой последовательности, что само по себе учит самостоятельному составлению плана высказывания: «О чём мы будем говорить, рассказывая про наш предмет?»

Ещё одно упражнение помогает детям запомнить и привыкнуть к использованию схемы при составлении самостоятельных рассказов — это составление вопросов по каждому пункту схемы. Один ребёнок выходит к схеме со своим объектом, а остальные дети поочерёдно задают ему вопрос по одному из пунктов схемы и ждут ответа.

С чего я начинала? С самого простого. Поиграла с детьми в игру «Что в круге?». Так я учила их условному изображению любых объектов, умению их классифицировать. Рисовала на доске кружочки (это может быть любая геометрическая фигура) и при этом перечисляла: «Это — облако, это — груша, это — слива…» Дети сразу понимали, какие объекты я перечисляла, и помогали называть недостающие. Потом обводила эти кружочки большим кругом и спрашивала: «А где это всё бывает? Тогда круг — это что?» Далее я давала воспитанникам возможность высказать все идеи. Круг — это сад, корзина, ваза, магазин, рынок. А затем говорила: «Нет, это не фрукты, это… (называю несколько наименований предметов мебели)». Тогда большим кругом может стать квартира, склад, магазин и др. Или: «Нет, это не фрукты, это — птицы…, животные…, цветы…, деревья…, игрушки…, дети…». Это большой простор для фантазии!

Главная цель игры — показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами. Потом я предлагала обозначить предметы не любой фигурой, а той, которая формой напоминает их: фрукты — круг, мебель, дома — квадраты и прямоугольники, люди — треугольники. Так закреплялись умения «видеть» абстрактный образ объекта.

В игре «Шкатулка сказок» стремилась реализовать творческие возможности ребёнка, развивать связную речь. В сопровождении музыки я внесла шкатулку сказок. После произнесения волшебных слов: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!» — шкатулка открывалась. Дети рассматривали содержимое шкатулки и пытались «увидеть» сказку. Я открыла секрет шкатулки, а секрет — в лежащих в ней кружках, которые и есть сказка. Детям я по очереди доставала кружки. Поскольку они волшебные, то тут же становились персонажами сказки и крепились на фланелеграфе в таком порядке, как будет разворачиваться сюжет: «Достали красный кружок — это костёр, жёлтый — это цыплёнок». Затем начинается сказка: «Во дворе горел костёр, увидел его цыплёнок и побежал к костру». Достали чёрный кружок — это тучка. «Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья. Палила она костёр дождём, он и погас». Дети достали коричневый кружок, и сказка продолжилась: «Прибежала курица, обняла цыплёнка и поблагодарила тучку, и повела его домой». Я обращала внимание на то, что сказка может продолжаться, волшебные кружки ждут своей очереди. Таким образом, сказка, как снежный ком, катится дальше, обрастая персонажами и событиями.

Особой популярностью пользуется у моих воспитанников метод дорисовывания, или игра с линией. Главной целью этого метода является увидеть образ и дорисовать его, рассказать о том, что получилось. При этом взрослый становится таким же участником совместной деятельности, как и дети, и предлагает свой вариант тогда, когда они исчерпали свои. Эти меньше отличаются ритмом штрихов, плотностью, характером изломов и изгибов, т.е. будут индивидуальны. В них будут просматриваться конкретные образцы (волна, шторм, атака животного, буря); сон (плавно округлённая линия); медленное передвижение червяка, черепахи, «волны» хлебного поля; напряжённая линия (тишина перед бурей, скачок).

Моя работа направлена на применение эффективных методов при организации речевой деятельности средствами моделирования. И я пришла к выводу, что развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребёнка в школе.

С. Пархутич


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх