Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Формирование у дошкольников осознанного отношения к явлениям языка и речи начинается с диагностики и определения основных путей постдиагностической речевой работы, направленных на: выявление знаний детей об отдельных аспектах языковой действительности:

  • звуке, слоге, слове, предложении;
  • семантических отношениях между словами в языке (синонимах, антонимах, многозначности слов);
  • структурности и линейности речи;
  • грамматических явлениях;
  • средствах выразительности речи;
  • структуре связных высказываний.

На первом этапе диагностики детям предлагаются игры-задания на определение уровня понимания двух основных характеристик звучащей речи — структурности и линейности её единиц: назвать любое слово, звук, предложение; определить первый и последующие звуки в заданных словах; определить количество слогов в слове и их последовательность; сосчитать количество слов в предложении и назвать их по порядку. Диагностика семантического аспекта направлена на оценку постижения детьми явлений полисемии (многозначности) слов, синонимии, антонимии, обобщающих понятий, ассоциативных связей слов.

Выявить знания дошкольников в этой области помогут игры и упражнения на подбор синонимов и антонимов к заданным словам, замену предложенных словосочетаний синонимичными и антонимичными, придумывание предложений с многозначными словами, объяснение их значений, определение семантических полей у разных слов и др.

Второй этап диагностического обследования — изучение уровня осознания детьми структуры текста-повествования, как наиболее распространённого вида текстов. Этот аспект выясняется с помощью анализа предложенного текста, в котором отсутствует или начало, или середина, нет завершения событий.

Анализ практической работы воспитателей в этой области показывает, что формирование осознанного отношения детей к языковой деятельности происходит при их подготовке к обучению грамоте, т.е. направлено, в основном, на понимание структурного компонента речи. В содержании речевой работы часто отсутствует материал, обращённый к семантике детской речи, осознанию грамматических явлений, структуры различных видов текстов, средств интонационной выразительности речи.

Результаты диагностики дают возможность наметить основные направления речевой работы:

  • обогащение знаний детей о структурных компонентах речи;
  • обучение пониманию семантики языковых явлений;
  • формирование представлений о структуре разных видов текстов, значении грамматической формы и средствах выразительности речи.

Программный материал подаётся с постепенным усложнением: на начальном этапе используется традиционная методика обучения детей анализу звукового и слогового состава слова. Далее необходимы задания, способствующие осознанию линейности (последовательности) единиц речи. Например, дети одновременно произносят все слова в предложении, от чего оно теряет смысл; в играх-путаницах перестраивают нелепые фразы правильно, составляют предложения из набора аморфных слов и т.д. Во всех заданиях максимально используется наглядность.

Рассматриваемая нами проблема многоаспектна, поэтому параллельно должны решаться задачи понимания семантического компонента языка. Этому способствуют задания:

  • подобрать близкие по смыслу слова к словосочетаниям: хорошая погода — солнечная; снег идёт — падает;
  • выбрать из синонимического ряда наиболее точные слова к заданным: весна (ранняя, холодная, солнечная, зелёная и т.д.);
  • составление предложений со словами-синонимами: радоваться, смеяться, веселиться;
  • подбор антонимов: существительных (утро — вечер), прилагательных (белый — чёрный) и т.д.;
  • подбор слов, противоположных по смыслу, к словосочетаниям: солнечный день — дождливый;
  • закончить предложение антонимами: волк злой, а зайчик (добрый);
  • подбор синонимов к ситуациям.

В развитии речи старших дошкольников важный аспект — понимание структуры и способов связи между частями связного высказывания. Последовательное обучение включает элементарные знания о теме рассказа, расположении его структурных частей. Для этого могут использоваться модели и схемы, отражающие структуру различных видов текстов. Дети составляют рассказы по данному началу, придумывают развязку событий, рассказы по серии сюжетных картин с изменением порядка их предъявления и др. Подобные упражнения развивают представления о композиции рассказа. В заданиях на осознание структуры текстов-рассуждений могут предлагаться картинки-небылицы, темы для составления рассуждений, речевые логические задачи, любые темы, которые нужно доказать.

В процессе формирования осознанного отношения к грамматическим явлениям языка детям предлагаются серии заданий на словообразование, словоизменение, где обращается внимание на значение грамматической формы слов.

Т. Вишнякова


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх