Речевые тренинги для детей с функциональной дислалией

Образная, богатая синонимами, правильно грамматически структурированная и без фонетических отклонений речь у детей дошкольного возраста — явление крайне редкое.

Происходит замена, смешение звуков и нечеткое произношение в целом. Речь таких детей представляет собой сплошной невнятный речевой поток, где большинство слов подвержены различным фонетическим искажениям, но при этом лексико-грамматическая сторона может находиться в норме. Такое речевое явление в детской речи называется функциональная дислалия.

Такие дети есть практически в каждой возрастной группе. Если у ребенка присутствуют речевые дефекты, он иногда подвергается насмешкам со стороны сверстников, обидным замечаниям, не участвует в детских праздниках и развлечениях. Такой ребенок не чувствует себя наравне с другими. И он постепенно отдаляется от коллектива, запирается в себе, стараясь отмолчаться или ответить односложно.

Сегодня достаточно четко определены три формы организации детской деятельности. К ним относятся регламентированные и нерегламентированные формы, а также самостоятельная деятельность ребенка. Регламентированные формы в основном представлены занятиями.

Нерегламентированная форма, направленная на развитие речи, включает в себя целый ряд целенаправленных мероприятий, способствующих отработке качественных характеристик речи таких детей. К ним относятся различные лексические игры, упражнения на развитие чувства ритма (в рамках подготовки руки ребенка к письму), систематические разговоры воспитателя с детьми на разные темы.

В старшем дошкольном возрасте область проблем и задач речевого развития детей значительно расширяется. Поэтому мы предполагаем использование цикла речевых тренингов для более эффективной работы над качественными характеристиками детской речи.

Тренинг — это специальный вид работы с детьми, когда они в основном действуют уже известными им понятиями и навыками. Но это не исключает введение в их содержание нового материала (который предполагается в рамках усложнения уже имеющихся представлений либо предшествующей работе) подводящего ребенка к усвоению нового материала, который нужен для его нормального развития.

Речевой тренинг — набор игровых упражнений и заданий, затрагивающих различные стороны речевого развития ребенка (лексику, произносительную сторону речи, грамматический строй).

В речевые тренинги входят три основных структурных блока:

1). Произносительная сторона.

2). Лексико-грамматическая сторона.

3). Подготовка к обучению чтению (элементам письма).

Речевые тренинги проводятся один раз в неделю длительностью не более тридцати минут. Педагог сам определяет форму его проведения. Это может быть:

  • Объединение всех заданий в один сказочный или игровой сюжет.
  • Различные литературные викторины.
  • Построение ассоциативных цепочек.

Примеры речевых тренингов для детей с функциональной дислалией

Речевой тренинг №1.

Цель:

A) Дифференциация звуков С-З, где отрабатывается просодическая сторона речи.

Б) Упражнение детей в подборе синонимов к заданному слову.

B) Деление слова на слоговые компоненты.

Приблизительное содержание:

1-й блок: детям предлагается разделить картинки на две группы. В первую группу необходимо поместить картинки, в названиях которых встречается звук с, во вторую — где присутствует звук з. После этого дети работают с каждой группой картинок отдельно и находят позицию звука в слове. Примерный набор картинок: слон, сани, собака, кисточка, лиса, ананас, парус, зонт, заяц, мозаика и др.

2-й блок: воспитатель предлагает детям придумать слова к слову «лес» (лесник, лесной, лесок, лесовичок и др.), предлагается нарисовать наиболее понравившееся слово.

3-й блок: детям предлагается похлопать столько раз, сколько они выделяют слогов в слове. Предлагаются двух- и трехслоговые слова.

Речевой тренинг № 2.

Цель:

A) Дифференциация звуков С — Ш. Работа с просодикой.

Б) Упражнения детей в составлении предложений с названиями детенышей животных.

B) Работа с карандашом-штампом. Тема « Зима».

Приблизительное содержание:

1-й блок: детям предлагается разложить предложенные картинки в разные группы: в одну — картинки, которые начинаются на звуки «С» и «З» (санки, сапоги, зайка, забор и т.д.); во вторую группу — картинки, которые заканчиваются звуками «С» и «З» (парус, автобус, арбуз и т.д.).

2-й блок: игра с детьми « Детский сад для зверят».

3-й блок: рисование карандашом-штампом снежинок на всей поверхности листа.

Применение речевых тренингов существенно повысит качественные характеристики речи детей с функциональной дислалией, так как речевые упражнения предлагаются в комплексе и охватывают все стороны речи.

Богданович Л.Б.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх