Рифмованные игры и упражнения для детей с ТНР

На протяжении многих лет работаю с детьми с общим недоразвитием речи.

Через поиск эффективных средств обучения стремлюсь разнообразить коррекционный процесс работы с детьми. Для этого успешно использую в работе по формированию словарного запаса воспитанников дидактические словесные игры и упражнения с рифмами. В процессе работы создала серию рифмованных игр и упражнений, которые предлагаю коллегам.

«Старичок-лесовичок»

Цель: развитие навыка словоизменения существительных с помощью суффикса «чок».

Старичок-лесовичок

В свой волшебный сундучок

Собирал слова на «чок»,

Запирал их на крючок.

Сундучок мы открываем —

И словечки приласкаем:

1 вариант: ребёнок изменяет готовые пары рифмованных слов.

Жук — … (жучок), паук — … (паучок).

Червяк — … (червячок), хомяк — … (хомячок).

Колпак — … (колпачок), пятак — … (пятачок).

Ночник — … (ночничок), пуховик — … (пухо-вичок).

Крюк — … (крючок), сундук — … (сундучок).

2 вариант: ребёнок с помощью карточек подбирает рифмованные пары слов, а затем изменяет их.

«Милочка-дразнилочка»

Цель: изменение глаголов с помощью суффикса «лка».

Любит Милочка играть

И дразнилки сочинять.

Словечко волшебное «лка» подставляет

И дразнилку получает:

Птичка летит — значит птичка… (леталка).

Мышка шуршит — значит мышка… (шуршалка).

Зайца догонит лиса… (догонялка).

Волк всех кусает — значит волк… (кусалка).

Кто сочиняет, он… (сочинялка).

«Дедушка Ом»

Цель: изменение существительных по падежам (творительный падеж).

Жил да был дедушка Ом.

Дрова рубил он… (топором).

Бельё гладил… (утюгом).

Резал хлебушек… (ножом).

Забивал гвоздь… (молотком).

Рисовать любил… (песком).

Вытирал он пот… (платком).

Каким был дедушка Ом? (Трудолюбивым, хозяйственным, старательным…)

«Громкоговоритель»

Цель: различие глаголов близких по звучанию и составление словосочетаний.

Внимание! Внимание! Слова сходного звучания!

Слова будем различать, на вопросы отвечать:

Кто копает, кто покупает? Что несут, кого везут?

Кто вьётся, что льётся? Что звенит, кто звонит?

Кто катается, кто купается? Кто кричит, кто рычит?

Кто пьёт, кто поёт? Кто летит, что лежит?

«Цепочка»

Цель: изменение значения слова с помощью замены звука.

Звук один лишь поменяешь

И словечко не узнаешь,

Всем на удивление

Изменится значение.

Звук в словечке изменяй

B «цепочку» продолжай:

1-й звук: сом — лом — ком — жом…

2-й звук: дом — дам — дым…

3-й звук: дол — дог — дом — дон…

«Звуковой теремок»

Цель: различие длинных и коротких слов.

На опушке теремок,

Он не низок, а высок.

Звуковой наш теремок,

Рядом — слов стоит рядок.

Ты подумай-ка немножко,

Размести слова в окошко.

Этаж первый — длинные слова,

В семь окошек поместятся едва.

Шесть звуков в слове насчитай

И на втором их размещай.

Ждут давно слова уже

Пять окошек на третьем этаже.

Окна четыре, четыре звука,

Этаж четвёртый, — вот так штука.

Слова из трёх звуков остались

И повыше всех забрались,

Улыбаются уже

Из окошек на пятом этаже.

«Весёлый зайчик»

Цель: дифференциация предлогов.

Солнечный зайчик,

Рыженький мальчик,

Из-за тучки к нам спустился

И на крыше очутился.

По тропинке пробежал,

На лужайке полежал.

Над ромашкой пролетел,

Перед бабочкой успел.

Через щёлку влез в замок,

Заглянул за уголок,

Вокруг пчёлки покрутился,

Среди рыб в пруду умылся,

Под листочек заглянул,

Между веток прошмыгнул…

Только тут был озорник, —

Прочь умчался в один миг!

Как загадку отгадать?

«Чудесный мешочек»

Цель: помощь ребёнку в постановке вопросов.

Что б загадку отгадать,

О предмете надо знать:

На земле как появился,

Для чего он пригодился?

Рукотворно сотворён

Иль природою рождён?

Не забудь открыть секрет —

Предмет съедобен или нет?

Встретишь часто среди нас

Или редкий гость подчас?

Форма, цвет и применение —

Всё имеет здесь значение.

Если всё это узнаешь,

Что в «мешочке» отгадаешь!

Чистоговорки

Тема «Зимние забавы» (звук [л])

Ла-ла-ла — зима уже пришла.

Ял-ял-ял — Алёша лыжи взял.

Ёл-ёл-ёл — на лыжню пошёл.

Ил-ил-ил — первый прикатил.

Тема «Транспорт» (звук [з])

Зи-зи-зи — скорее груз вези!

Зу-зу-зу — в кузове везу.

За-за-за — жми на тормоза!

Уз-уз-уз — получите груз!

Тема «ЗОЖ» (звук [ш])

Уш-уш-уш — принимаю душ.

Ша-ша-ша — моюсь неспеша.

Шу-шу-шу — пену наношу.

Аш-аш-аш — чист сыночек наш.

Тема «Лето» (звук [к])

Ок-ок-ок — выходной денёк.

Ко-ко-ко — река недалеко.

Ик-ик-ик — катим на пикник.

Ки-ки-ки — жарим шашлыки.

Ку-ку-ку — картошки напеку.

Ук-ук-ук — наловили щук.

Ак-ак-ак — блюдо просто смак!

Ка-ка-ка — нет лучше пикника.

Тема «Зимние забавы» (звук [р])

Ре-ре-ре — зима в декабре.

Ры-ры-ры — лучше нет поры.

Ру-ру-ру — санки я беру.

Ру-ру-ру — лезу на гору.

Ры-ры-ры — кубарем с горы.

Рят-рят-рят — огнём щёки горят.

Рог-рог-рог — дома ждёт пирог.

Ра-ра-ра — морозец с утра.

Ра-ра-ра — рада детвора.

Ра-ра-ра — на каток пора.

Ра-ра-ра — весёлая игра.

Ру-ру-ру — друзей я соберу.
Елена Шуляк,
учитель-дефектолог первой категории


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх